Генеральный директор ООО «Айсиэл Техно» (бренд ICL, производит в том числе компьютеры, мониторы, ноутбуки) Евгений Степанов направил главе Минцифры Максуту Шадаеву письмо, в котором предложил новые меры поддержки российских производителей электроники. Среди них — запрет на параллельный импорт техники Dell, HP, HPE, Acer, MSI, Inspur, Asus, Lenovo и Fujitsu. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Степанов считает, что предложенные меры помогут «освободить российский рынок от компаний, отказавшихся работать в России, и увеличить долю российской вычислительной техники до 50%». В первую очередь речь идёт о персональных компьютерах, моноблоках и ноутбуках, пояснил источник издания, знакомый с инициативой.
Кроме того, глава отечественного вендора ICL рекомендует ввести утилизационный сбор на импортную вычислительную технику в размере 20% от стоимости, выдавая субсидии российским производителям по аналогии с утильсбором на автомобили. Ещё Степанов предлагает выдавать льготные кредиты дистрибьюторами на закупку отечественной потребительской техники, а также запустить 20%-й кешбэк для россиян, которые будут её приобретать.
По данным источника «Ъ», при обсуждении инициативы у замглавы Минцифры Андрея Заренина российские производители и ритейлеры «концептуально поддержали многие предложения ICL». Однако «камнем преткновения» стал вопрос по ограничению параллельного импорта техники ряда брендов".
В Минпромторге изданию пояснили, что не видят необходимости исключать иностранные бренды из параллельного импорта. Минцифры указало на использование «конкурентных решений, а не запрета импорта» для увеличения спроса на отечественную продукцию
Глава Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов назвал введение утильсбора и ограничение параллельного импорта «нецелесообразными». В сети «М.Видео-Эльдорадо» считают, что ограничения на импорт увеличат объёмы продукции, поступающей в Россию нелегально.
По данным «Марвел-дистрибуции», ноутбуки американских компаний Dell и Apple заметно просели в продажах на российском рынке. В целом число проданных в России ноутбуков за первые восемь месяцев 2022 года составило всего 1,9 млн устройств.