Я много пишу о геймификации. Иногда кажется, что ничего нового в этой теме уже придумать нельзя. Однако геймификация по-прежнему продолжает интересовать бизнес. Не секрет, что геймификация в первую очередь направлена на front-end сотрудников — тех, кто напрямую взаимодействует с клиентом.
Если вы решились на запуск геймификации, самое время задуматься о ключевом игровом сценарии. Опыт сбора российских кейсов для моей книги о геймификации показывает интересную закономерность. разработка программ мотивации с помощью игровых механик дело креативное, но количество часто используемых сценариев ограничено. И многие из них повторяются в разных компаниях из разных индустрий.
Во-первых, в 90% случаев основная игровая механика, используемая при мотивации менеджеров по продажам– это соревнование. И тут все версии хороши – соревнования между дивизионами по региональному принципу, в личном зачете, командном, между отделами или офисами. Главное, что большинство сценариев построено именно на выявлении лучшего из лучших.
Во-вторых, есть несколько повторяющихся игровых концепций внутри соревновательного механизма, которые чаще всего встречаются и также хорошо работают:
Если вы возьмете за основу один из трёх ключевых сценариев и найдете конкретный бенч (книгу, фильм, мультфильм, игру), то силами собственной команды за пару рабочих дней перепишите правила под свой бизнес-процесс. Например, моим первым успешным опытом геймифкации был перенос правил «Формулы-1» на поведение участников в тренинге. Тогда передо мной стояла задача по внедрению системы мотивации отдела продаж. Я сделала это сама за 2 часа. Без теоретической подготовки, ничего не зная о геймификации, просто руководствуясь здравым смыслом.
Всегда нужно помнить, что ключевые правила игры привязаны к ключевым показателям процесса. В случае с «Формулой-1» это был средний чек на одного франчайзи, количество потенциальных клиентов в базе и число переговоров и договоров за неделю.
После составления правил, я организовала процесс поиска и закупки атрибутов, часть из которых мы принесли из дома – старые шины, флаги и доску, на которой нарисовали турнирную таблицу с очками каждого пилота-участника тренинга. В Фейсбуке мы создали закрытую группу Квалификационного Заезда, в которой поддерживали боевой дух, а на Google Disc собрали материалы для продвижения продукта, там же была и автоматизированная турнирная таблица.
В конце мы собрали всех участников вместе и замотивировать их на игру. Потребовалась 2-часовая стратегическая сессия, в которой мы закрепили правила игры и определили приз за победу в соревновании.
Геймифицкация помогает мотивировать сотрудников в возрасте 22-28 лет, так называемых поколений Z и Y. Это поколения, выросшие на компьютерных играх, они привыкли видеть мир как поле вариантов с квестами и выгодами.Создайте для них эту дополненную реальность в работе — это поможет решить проблему вовлечения и мотивации в работе.
Теперь расскажу, как подготовиться к внедрению геймификации внутри компании.
Для начала выясните, что мотивирует ваших сотрудников. Здесь подойдёт метод Ричарда Батла. На мой взгляд, его метод помогает взглянуть на целевую аудиторию с точки зрения ведущего игрового мотива и позволяет найти точки интереса и вовлечения.
Бартл предложил следующую классификацию клиентов и сотрудников, которую мы можем применить к нашей ситуации:
После того, как вы разобрались, что мотивирует ваши молодые кадры, найдите самый подходящий из существующих на рынке пример для подражания — из книг, фильмов, игр, — который может послужить основой вашего сюжета.
Когда вы понимаете, к какому типу относятся ваши сотрудники и что ими движет, а также у вас есть отобранный игровой бенч, можно переходить к разработке мотивационной программы. Вот как это сделать:
Процесс требует настройки и вдумчивого изучения механик работы. На результативность влияют множество параметров, которые стоит учитывать при внедрении. Классическое заблуждение: придумаем классную концепцию, и все заработает само собой. Другие ошибки я описала в своем блоге.
Учтите и тот момент, что если за опоздание каждый теряет по прянику, то даже руководитель не должен быть исключением из этих правил. Будьте жестки в том, чтобы четко держать рамку «игры», иначе все рассыплется.