Любому бизнесу необходима стратегия, каждой стратегии необходимы границы. Не изобретая велосипед и не тратя свои деньги на эксперименты, провести комплексный анализ конкурентов, выписать все отличия и взять наиболее актуальные и сильные наработки. Именно это является наиболее рациональным решением по развитию любого бизнеса. Не зная конкурентную среду, невозможно понять, кто является ближайшей угрозой, а кто составит конкуренцию на более позднем этапе развития бизнеса.
Конкурентный анализ является неотъемлемой частью работы, но его результат и роль меняются в зависимости от проекта. Чтобы не сбиться с верного пути и не засорять исследование лишней информацией, необходимо в самом начале поставить четкие цели и не отклоняться!
В зависимости от задач, можно ограничиться отдельными аспектами бизнеса, например, ассортимент или позиционирование.
Мы хотим в этой статье рассказать, как наиболее эффективно и быстро узнать своих конкурентов, и покажем, как мы это делаем.
Анализ конкурентов — необходимый этап создания маркетинговой стратегии в бизнесе. Подразумевает оценку конкурентной среды и рассматривает основные отличия конкурентов. Результатом является отчет с рекомендациями по развитию бизнеса.
Анализ активности конкурентов в сети Интернет является важной частью успеха своего дела, и мы на основании опыта составили минимальный, но необходимый список для описания подробной картинки. Выглядит он следующим образом:
Позиционирование.
Сегменты целевой аудитории.
Брендовая активность.
Сезонность.
Уникальное торговое предложение.
Стратегия продвижения конкурентов.
Репутация.
Ценовая политика.
Кратко о каждом пункте.
Позиционирование — формирование позиции бизнеса по отношению к своим потребителям и конкурентам.
Целью анализа позиционирования является определение конкретного места, бизнеса на рынке по отношению к своим потребителям, то есть целевой аудитории, а также к прямым и косвенным конкурентам. Объективные сходства и отличия услуг и товаров отступают на второй план, так как для фирм важны не реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей.
Определяем группы целевой аудитории и их характеристики:
сегментация по выгодам, социально-демографическим, психографическим и другим характеристикам;
По факторам влияния: какие критерии выбора являются наиболее важными для потребителей, влияет ли кто-то ещё на принятие решения о покупке данным покупателем, как потребители хотят и могут получать билеты и оплачивать его, где происходит или должна происходить покупка, когда они покупают (сезонность, цикличность);
По этапам принятия решения (модели поведения), то есть путь пользователя в интернете.
Комплексный анализ брендовой активности занимаете несколько месяцев, но для того, чтобы иметь общие представления о популярности бренда, можно просто узнать, сколько раз его запрашивают. Проводится с помощью сбора информации по сезонности с сервиса Яндекс WordStat по ключевым запросам проекта.
Для сравнения возьмем крупнейшие магазины бытовой техники в России.
Запрос | Общая популярность | Точное вхождение |
мвидео | 3 504 944 | 1 455 751 |
медиамаркт | 128 972 | 69 405 |
юлмарт | 1 557 206 | 533 015 |
эльдорадо | 2 896 608 | 754 847 |
связной | 1 558 489 | 389 729 |
техносила | 255 860 | 46 088 |
днс | 3 434 811 | 891 168 |
озон | 1 442 993 | 498 959 |
евросеть | 770 825 | 195 558 |
Проводится с помощью того же WordStat. То есть, если интернет-магазин занимается продажей велосипедов, то ядро для анализа будет выглядеть следующим образом:
1. Горный велосипед.
купить горный велосипед;
горный велосипед в москве;
2. Дорожный велосипед.
купить дорожный велосипед;
дорожный велосипед в москве;
3. Детский велосипед.
купить детский велосипед;
детский велосипед москва;
4. Подростковый велосипед;
подростковый велосипед купить;
5. Женский велосипед;
6. Складной велосипед;
7. Шоссейный велосипед;
8. Электровелосипед;
9. Экстремальный велосипед;
Анализ проводится для выявления характерных сезонных колебаний, на основе которого мы выделяем основные факторы, вызывающие колебания, и оцениваем последствия данных колебаний, то есть амплитуду спроса.
Пример:
Запрос “Горный велосипед”
Запрос “Детский велосипед”
Запрос “Велосипед зимой”
________
Мнение эксперта
Владимир Ланцов, руководитель направления контент-маркетинга
"Макросреда находится в постоянном движении, поэтому рынок постепенно меняется и многие заядлые предприниматели и компании считают, что понимают и знают игроков рынка, то есть своих конкурентов. На самом деле, такая уверенность может повредить бизнесу, вследствие переменчивости конкурентной среды, поэтому просто необходимо периодически просматривать игроков на рынке и проводить конкурентный анализ."
_________
Каждый рекламный посыл должен нести точное предложение для конечного потребителя, то есть - уникальное торговое предложение: закажите нашу услугу и удовлетворите свои потребности. Рекламный месседж сообщает потребителю преимущества и выгоды.
Как мы это делаем?
На самом деле очень просто, составляем таблицу из конкурентов и выписываем все их УТП, далее оцениваем по внутреннему коэффициенту и делаем вывод.
Конкурент | УТП | Оценка |
Конкурент 1 | УТП 1 | 7 |
Конкурент 2 | УТП 2 | 8 |
Мы анализируем все возможные рекламные каналы, которые используют клиенты. На самом базовом уровне для данного процесса подойдет инструмент similarweb.com.
SimilarWeb — открытый инструмент анализа трафика и рекламных каналов, в котором можно узнать наиболее важные и общие характеристики как своего сайта, так и конкурентов.
Разберем пример сайта футбольного клуба “Манчестер юнайтед” manutd.ru
Посещаемость за последние 6 месяцев
Показатели трафика
География
ТОП-5 стран по количеству визитов
Источники трафика (органический поиск и платная реклама считаются вместе)
ТОП ссылающихся сайтов
ТОП ссылающихся соц. сетей
SERM — это аббревиатура, которая расшифровывается как Search Engine Reputation Management, что в переводе с английского означает «управление репутацией в поисковых системах». Репутацией мы называем сложившееся мнение о человеке, продукте или услуге.
Как можно управлять своей репутацией в сети? Самый очевидный способ — публиковать как можно больше положительной информации о компании и распространять ее в интернете.
Для этого подходят группы в социальных сетях
Публикация пресс-релизов, ведение собственных каналов и блогов.
Размещение отзывов на сайтах и в поисковых системах.
Информация о вакансиях на сайтах агрегаторах
Как эта информация пригодится при анализе конкурентов? Все очень просто. Она помогает нам понять, какую репутацию стремится сформировать конкурент, как он работает с негативом, как привлекает клиентов и сотрудников. __
Это интересно: все о сервисе статистики запросов Яндекс WordStat
Стратегия ценообразования является одним из основных аспектов любого интернет-бизнеса и его потенциальным конкурентным преимуществом. Чтобы не ошибиться, следует внимательно изучить, как конкуренты устанавливают цены на свои продукты.
Анализ позволяет понять, за что потребители готовы доплачивать и на чем склонны экономить. Это можно превратить в прекрасное преимущество, установив цены ниже среднего уровня или повысив их за счет предложения дополнительных услуг и сервисов.
Цены можно сравнивать самостоятельно или использовать для этого агрегаторы
Для полноценного конкурентного анализа необходимо собрать и систематизировать множество данных. Это долгий и кропотливый процесс, но его можно и нужно автоматизировать. Мы используем множество сервисов, как бесплатных, так и платных, и в результате получаем максимально точный и полный анализ конкурентов.
advse.ru — Предоставляет отчет по сайтам, чья реклама была найдена в результатах поиска Яндекса и Google.
adbeat.com — сервис предоставляет данные по более чем 100 000 сайтов: рекламные кампании, размещения, объявления, примерные бюджеты для мобильных и десктопных кампаний.
ahrefs.com — комплексный анализ ссылочной истории конкурентов.
allpositions.ru — анализ и проверка позиций сайта в поисковых системах.
atrends.ru — Полный анализ конкурентов в Яндекс.Директе: объявления, ключевые слова, домены.
Brandspotter.ru — мониторинг Социальных медиа BrandSpotter позволяет мгновенно оценить уровень репутации вашего бренда, увидеть негативные и позитивные высказывания о вашей компании в социальных сетях, выявить поклонников и ненавистников бренда и получить удобный и функциональный отчет.
Полный список инструментов для анализа кнкурентов можно посмотреть в нашей статье