Говорят, что одна голова хорошо, а две лучше. И во многих случаях так оно и есть. Однако иногда, наблюдая за работой отделов, ответственных за наполнение корпоративного сайта или блога, начинаешь сомневаться в правдивости этого изречения.
Причем, как это ни парадоксально, сомнения возникают не при виде «запущенных» ресурсов, новости и статьи на которых появляются где-то раз в пятилетку. Нет, тяжелые думы вызывает отношение к трепетно лелеемым сайтам и блогам, контент на которых обновляется с завидной регулярностью и которые явно не обделены вниманием руководства.
Почему?
Чтобы понять причины, рассмотрим пример от противного. Допустим, перед нами независимый блогер-одиночка. Какую работу ему приходится выполнять? Он сам составляет план публикаций, подбирает ключевые слова, ищет информацию и иллюстрации, пишет статьи и даже продвигает свой ресурс. По сравнению с этим специалистом-многостаночником его коллега из большой компании просто белоручка какой-то!
Если к блогу (сайту) в компании подходят серьезно, то план публикаций для него разрабатывает отдел маркетинга. Отдельные специалисты подбирают ключевые слова и дают рекомендации относительно размера текста. У блогера есть корректор, который исправляет ошибки, а иногда даже редактор, который, помимо всего прочего, следит за тем, чтобы текст соответствовал корпоративным стандартам.
Казалось бы, при такой организации труда работать — одно удовольствие.
Однако не всегда и не везде. Недостатки у подобной системы тоже имеются, причем, как водится, они являются прямыми продолжениями достоинств.
Другие отделы делают за райтера полдела? Но очень часто это оборачивается гиперопекой: каждую фразу приходится согласовывать с массой инстанций — отделом маркетинга, оптимизаторами, редакторами, а иногда даже с психологом! Хорошо, если их рекомендации по улучшению текста не противоречат друг другу, но так бывает далеко не всегда. Как следствие, штатному райтеру приходится искать приемлемый для всех компромисс, а это время и еще раз время.
В особо запущенных случаях многострадальный текст попадает потом на согласование к самому высокому начальству, и если оно материал заворачивает, механизм запускается по новой.
Конечно, это крайний вариант, но ведь отдельные элементы такой неразберихи с контентом присутствуют в каждой третьей крупной компании, представленной в Сети!
Что же делать? Упрощать. Структурировать работу. Прописывать четкие обязанности каждого сотрудника в этом околосайтовом механизме. Четко определять соподчинение. И избавляться от гиперопеки.
Как показывает практика, процесс создания контента легко разбивается на несколько этапов:
1. Планирование публикаций.
2. Разработка идей.
3. Сбор исходных материалов для создания контента (как текстовых — пресс-релизов, объявлений, рекламных материалов компании, так и графических, например фотографий).
4. Подбор ключевых слов.
5. Написание контента.
6. Контроль текста на соответствие выдвинутым требованиям.
7. Публикация и продвижение материала в Сети.
Некоторые компании находят целесообразным создать для выполнения этих обязанностей специальный отдел с несколькими сотрудниками, каждый из которых делает свой участок работы. Это помогает избежать несогласованности и разных критериев оценки одного текста. Да и обговаривать рабочие нюансы становится удобнее — половина недоразумений рассасывается еще до создания материала, в процессе его обсуждения.
Другие компании идут другим путем и пытаются сосредоточить все эти обязанности в лице одного (иногда двух) сотрудников. Однако такой подход крайне нежелателен (хотя и привлекателен экономически) — большой объем слишком разноплановой работы неизбежно приведет к серьезным промахам.
Выходом в том случае, если работы с контентом стало слишком много, а новых сотрудников по каким-то причинам нанять нельзя, может стать аутсорсинг. Тогда работник, отвечающий за контент, может передать обязанности по его написанию удаленным сотрудникам, а сам будет планировать публикации, проверять качество написанного и наполнять статьями ресурс.