Уровень копирайтера: можно ли доверять рейтингу?

2012-12-08 19:35:39 2843

Соответствует ли рейтинг копирайтера на бирже его реальному профессионализму? Бывает, что соответствует. А случается, что и нет. Иногда заказчики довольны сотрудничеством и рекомендуют райтера всем знакомым. А иногда говорят: «Вот обратился я к человеку с хорошим рейтингом — и что? Он прислал он мне тако-о-ое!»

Почему случаются подобные казусы? У заказчика завышенные требования? Или уровень копирайтера просто накручен?

Давайте разбираться.

Начнем с того, что рейтинг для своих исполнителей устанавливает каждая биржа — чтобы облегчить заказчику поиск копирайтера, приемлемого по качеству работы и стоимости. На некоторых биржах («Текстброкер», ContentMonster, Neotext) райтеры поделены по уровням — от «новичка» до «профессионала». На других («Текстсейл», Free-lance и пр.) заказчик видит некую цифру, которая соответствует месту автора в общем списке исполнителей.

В любом случае, и этот уровень, и эта цифра зависят от количества баллов, которые набрал копирайтер за все время пребывания на бирже. И количество это рассчитывается на каждом ресурсе по собственной формуле.

Какие же компоненты в нее входят? Биржи могут повышать рейтинг автора на основании:

1) специальных тестовых заданий, которые выполняет претендент на повышение уровня;

2) количества выполненных и принятых клиентом заказов;

3) грамотности текста;

4) оценки, проставленной заказчиком; отзывов;

5) количества денег, потраченных на сервисы биржи (на платные места и рекламу на главной странице, прочие способы самопродвижения);

6) времени, проведенного на бирже, и т. д.

Предполагается, что все эти критерии связаны с профессионализмом автора: прямо — как первые четыре, или опосредованно — как последние два. В последнем случае предполагается, что чем чаще человек заходит на биржу и чем солиднее его вклад в самопродвижение, тем больше у него заказчиков и, стало быть, выше доходы. А у того, кто много зарабатывает, уровень профессионализма не может быть низким априори J.

Некая логика в этих умопостроениях есть. Однако могут случаться и казусы: например, если человек обладает завышенной самооценкой или является банальным авантюристом.

Да и первые четыре пункта при желании можно раскритиковать. Например, тестовое задание (поскольку оно заочное) может выполнить совсем не тот автор, который претендует на повышение; отзывы могут быть липовыми — написанными друзьями-знакомыми и т. д. Так что в любом случае рейтинг — это хорошо, но собственное чутье — гораздо лучше.

А потому ничего не поделаешь — придется заказчику определять, насколько рейтинг копирайтера соответствует реальности, собственными силами. На что же ему нужно обратить внимание?

Во-первых, на портфолио — иногда достаточно посмотреть примеры работ, и сразу становится ясно, что представляет собой человек как автор.

Во-вторых, на адекватность общения (если заказчик решится на разговор). В данном случае необходимо не только прислушиваться к общему тону беседы, но и присматриваться к ее культурному уровню. Если портфолио копирайтера блещет профессионализмом, а диалог получается корявым, с банальнейшими «школьными» ошибками, это должно, по крайней мере, насторожить потенциального клиента.

В-третьих, чтобы разрешить свои сомнения, можно дать копирайтеру тестовое задание. Денег оно будет стоить небольших, зато поможет заказчику убедиться в том, что автор потянет тему и будет в состоянии соблюсти требования к тексту.