Ярмарка тщеславия: как расхвалить свою фирму в тексте

2011-12-09 19:03:41 4066

Народная мудрость гласит: пока сам себя не похвалишь – никто тебя не оценит. И, как свидетельствует опыт, этот феномен продолжает существовать. Не потому ли к такому приему часто прибегают продавцы на страницах своих сайтов: кто во весь голос поет дифирамбы только товарам и услугам, а кто под шумок – и себе, любимым… Хорошо ли это? Может, стоит быть скромнее, господа?

Сразу определимся: моральная сторона вопроса нас не волнует. Мы попытаемся разобраться: действительно ли подобная самопрезентация так эффективно влияет на потребителя, как хотелось бы, и нет ли других, менее прямолинейных способов заявить о своей исключительности в коммерческих текстах?

Чтобы выяснить это, нам надо узнать, какова цель любого материала, который фирма представляет на суд читателей. Конечно же, она однозначна – понравиться им и вызвать доверие, которое перерастет потом, быть может, в более серьезные денежные отношения.

Но заслуживают ли бескомпромиссного доверия фразы типа: «мы самые лучшие», «наши товары самые востребованные», «наши услуги самые качественные», «мы решим все ваши проблемы»? Разумеется, нет! Но вот казус: пол-Интернета завалено аналогичными утверждениями, и собственникам ресурсов, на которых они размещены, их пафосность, очевидно, нисколько не мешает. Даже наоборот… Почему?

Ответ мы уже дали – смотрите абзац № 1. Любопытно другое: отчего, если сегодняшний потребитель за такие фразы рублем уже не голосует, они до сих пор в ходу?

Потому что есть один нюанс: да, они больше неэффективны и клиентов не цепляют. Однако ведь и не отталкивают же! Эти хвалебные конструкции давно уже превратились в речевые шаблоны вроде официозных чиновничьих оборотов. Да и в других сферах жизни полно подобных выражений: начинаем же мы разговор с другом с фразы: «Как ты поживаешь», даже если на самом деле стремимся поведать о своих проблемах, и отвечаем на советы окружающих: «Спасибо, непременно», хотя и не собираемся им следовать.

Вот и здесь что-то похожее: для некоторых руководителей компаний сайт не сайт, если в нем не говорится: «Наша фирма – лидер в области использования новейших технологий».

С другой стороны, потребителям такие пассажи настолько примелькались, что, как и прочие шаблонные выражения, перестали вызывать какие-либо эмоции вообще. Читатели воспринимают подобные фразы как скучный, но необходимый элемент коммерческого текста и, по сути, ничего против них не имеют, лишь бы рядом шла какая-то полезная информация.

Впрочем, чем дальше – тем самопрезентации становятся цивилизованней. Фирмы, особенно покрупнее, предпочитают продвигать в массы мысль о своем превосходстве не напрямую, а более хитрыми методами. Никаких самовосхвалений, что вы! Сугубо скромные упоминания. Например, пишется статья об удобстве ультразвуковых посудомоек – и где-то как бы между прочим называется их производитель или его дилер. Или же составляется пространный обзор новейших технологий в быту, в котором среди всего остального рассказано о фирме «***», которая продает холодильники, способные преобразовывать молекулы кислорода в черную икру.

И вправду, раз подобный метод работает в массовой литературе и в кино – то почему бы не применять его в Интернете?

Такие материалы могут сформировать мнение о товарах (услугах) фирмы как об одних из самых достойных. Главное толково вплести ее название в структуру текста – так, чтобы оно не затерялось на фоне других (что не так уж и трудно – о том, как это сделать, вам расскажет любой копирайтер биржи «Текстброкер»), и потребителя обязательно привлекут товары именно этой компании.

Что интересно: фирм, которые выбирают именно подобный способ самопиара, с каждым годом становится все больше. А это говорит лишь об одном: он показывает отличные результаты.