Вы заказали текст копирайтеру с неплохими отзывами и чаете получить от него нечто адекватное, а вместо этого видите явный бред: несогласованные предложения, недосказанные мысли, перепрыгивание с одного предмета на другой, повторы, ошибки… Исполнитель оправдывается: мол, было мало времени. «Но ты же взялся! — настаиваете вы. — Так будь добр поправь вот здесь и вот тут… А лучше — полностью перепиши. У тебя полчаса до сдачи — отсчет пошел».
Стоп. Вы делаете ошибку. Конечно, еще большую совершает исполнитель, который берется за такие «горящие» задания, но и вы тоже хороши: вы только что дали человеку полчаса на то, чтобы создать приворот, который заставит потенциальных клиентов воспылать к вам сердечной любовью, и всерьез надеетесь, что исполнитель справится…
Впрочем, вы в отличной компании, ведь часто подобные требования выдвигают даже уполномоченные люди серьезных организаций — очевидно, потому, что в сознании многих из них брезжит мысль: написание текста — это работа «не бей лежачего».
А что: фактически все действия за райтера они уже выполнили — рассказали концепцию, озвучили пожелания… Ему-то осталось всего-ничего: набросать десяток-другой предложений — и сдать все это через полчаса (максимум час).
Печально-печально. Потому что в результате заказчики получат текст очень низкого уровня. Причем пенять можно будет только на то, что исполнитель СОГЛАСИЛСЯ. Вопиять же насчет его профессиональных качеств в данном случае просто некорректно, потому что за полчаса нельзя вскопать поле, нельзя разработать рекламную кампанию, нельзя написать качественный текст. Просто потому, что это невозможно физически.
Кроме того, а знает ли заказчик, что подразумевается под понятием «качественный текст» в сферах, которые с этим текстом связаны? «Качественно» — это хорошо написано, хорошо отредактировано и хорошо проверено. Как следствие, чтобы текст был действительно качественным, над ним должны поработать три специалиста: автор, редактор и корректор. И это как минимум.
Зачем столько людей? Тот, кто постоянно имеет дело с публикацией статей, книг да и просто текстов (рекламных или нет), знает: чтобы написать материал, нужен автор. Но поскольку автор может создавать в день по нескольку статей и немного в них запутаться, быть уставшим, рассеянным либо просто неосведомленным, то все им написанное нужно пересматривать, а то недолго и в историю попасть. Поэтому созданный автором текст читает редактор.
Он проверяет, насколько факты отвечают реальности, следит, не сбился ли автор где-то в своих рассуждениях, не говорит ли в начале статьи одно, а в конце — совершенно противоположное (а такое бывает). Отмечает, четко ли изложены мысли — сможет ли читатель, пробежав эту статью, схватить суть. Расшифровывает «мутные» места, которые есть почти всегда, ведь автору, который излагает известную ему информацию, все понятно — а вот внешнему читателю, который ею не владеет, некоторые моменты могут быть неясны.
Кроме того, редактор отслеживает ошибки словоупотребления — заботится о том, чтобы ни автора, ни издателя никто из читателей не смог обвинить в неграмотности.
Далее текст попадает к корректору — он проверяет материал на наличие описок, пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок, а также следит, чтобы он был правильно оформлен: убирает лишние пробелы, которые при печати дают некрасивое «зияние» — большое расстояние между словами; вводит «правильные» знаки (например тире вместо столь излюбленного авторами минуса или дефиса) и т. д.
Зачем все это нужно? Да в принципе затем же — чтобы донести нужную информацию до читателя в наиболее удобоваримой форме. Ведь если обилие ошибок будет резать глаз, а предложения через слово будут исковерканы авторским сленгом, если факты будут иметь столетнюю давность, а доказательства покажутся читателю притянутыми за уши, то ни о каком воздействии на него говорить не придется. В лучшем варианте все ограничится легким недоумением, в худшем — высмеиванием «достоинств» этого опуса на форумах и в блогах.
Кроме того, в некоторых случаях ошибки могут неплохо ударить по репутации: одно дело, если в общественном транспорте написано: «Не забудьте оплатить за проезд» (подсказываю: ЗА лишнее), и совсем другое, если на первом развороте буклета будет красоваться «купите нащу продуцию» и «мы готовы радовать своих потребителей» (подсказываю: СВОИХ лишнее). Разумеется, никакое руководство такого позора не допустит: буклет придется перепечатывать — а это дополнительные расходы.
Некоторые спрашивают: а нельзя ли, чтобы один специалист был как кухонный комбайн — и писал грамотно, и на ошибки себя же проверял. Это ж какая экономия времени и денег!
Если ключевое слово для вас «качественно», то нельзя. Ведь существует такое понятие, как «замыленный глаз» (вполне профессиональный термин, между прочим) — когда человек не замечает своих ошибок. У автора «глаз замылен» изначально — каждый, наверное, знает, что собственные ошибки высмотреть труднее всего. Именно поэтому его текст проверяет внешний человек — редактор. И именно поэтому материал за ним перечитывает еще и корректор.
Конечно, не всегда требуется прохождение всех этих этапов (хотя те конторы, которые декларируют «качественность» своей работы, данный принцип все же соблюдают: на бирже копирайтинга «Текстброкер», например, опция корректорской проверки включена по умолчанию). Но в критических случаях (когда воздействие текста очень важно) или в ситуации, когда любая ошибка станет ударом по репутации (при текстовом сопровождении имиджевой продукции), есть смысл позаботиться не только о наличии какого-нибудь текста, но и о его осмысленности и грамотности.
И еще одно. Существует такое понятие, как физический предел выносливости. Мы уже говорили, что за полчаса качественный текст создать просто нереально. Но так же невозможно написать 5 технических статей по 8 тысяч знаков каждая за сутки — даже если вы в совершенстве владеете вопросом. Или найти и исправить ошибки в 100 страницах текста за один рабочий день. Так что требовать подобного от исполнителя — это ставить перед ним заведомо неразрешимую задачу.
У разных людей уровень выносливости отличается. Но, как правило, критическим пределом для копирайтера является 10 тысяч знаков за рабочий день, у редактора — 30 тысяч знаков, у корректора — 50 тысяч знаков.
А потому нужно учитывать все. И давать исполнителям не фантастические, а реальные задания. И получать качественный результат. И заслуживать уважение и благодарность читателей.
Стоит попробовать — возможно, качественные тексты и не поднимут моментально продажи, но мнение о фирме они улучшат. Стопроцентно.