Рынок запчастей для грузового транспорта

2024-03-06 17:03:28 Время чтения 12 мин 736

Российский запчастей для грузового транспорта в 2022 году снизился на 16% и составил 214,1 млн штук запчастей. CAGR (2017-2022) составил -2,6%.

Российский рынок автозапчастей и компонентов для грузовых автомобилей за полгода с начала весны до начала осени 2022 года изменился радикально: прежние лидеры (бренды с мировыми именами) ушли из России или объявили о приостановке деятельности «до последующего уведомления»:

  1. За первые полгода 2022 г. отгрузки на российский рынок приостановили большинство работавших на нем европейских производителей, включая такие известные бренды, как Brembo, Bosch, TRW
  2. В феврале-апреле 2022 года остановили производство на всех площадках в России и прекратили импорт новых автомобилей и оригинальных запасных частей Volvo Trucks, Daimler Truck AG, Scania, MAN Truck & Bus, Mitsubishi Fuso, Isuzu и др. 
  3. Российский завод южнокорейского бренда Hyundai в марте объявил о приостановке производства грузовых автомобилей в связи с острой нехваткой комплектующих на фоне продолжающихся проблем с логистикой.
  4. В феврале–апреле автопроизводители из ЕС, США и Японии прекратили поставки запчастей в Россию для ремонта грузовых автомобилей, а также приостановили оказание технической помощи и предоставление других услуг, необходимых для поддержания грузовой техники в исправном состоянии.
  5. Китайский производитель двигателей Weichai приостановил сотрудничество с «КамАЗом» по газомоторной технике.
  6. Под ожесточенный санкционный огонь попали и ключевые российские предприятия, связанные с выпуском грузовиков. С конца февраля 2022 г. в санкционные списки попал лидер рынка КамАЗ, с которым отказались работать поставщики компонентов, прежде всего это двигатели Cummins (США), коробки передач ZF (Германия) и топливная аппаратура Bosch (Германия). Группа ГАЗ была включена в санкционный список Минфина США еще в апреле 2018 года, но до 25 мая 2022 года действовала отсрочка, разрешающая Группе ГАЗ работу с американскими поставщиками и их аффилированными лицами по уже заключенным контрактам. Однако с 25 мая 2022 г. эта отсрочка была отменена и ГАЗ потерял доступ к комплектующим, импортируемым из недружественных стран. Также санкции затронули завод «Урал», на белорусский МАЗ они были наложены еще в 2020 году (Источник: КоммерсантЪ).

По нашим оценкам, которые базируются на данных о емкости (спросе) рынка от Автостат, а также зеркальных данных WTO об импорте автокомпонентов в Россию в 2022 году, стоимостной объем импорта запчастей для грузового автотранспорта сократился на 7,5%. Объем производства, с учетом данных WTO об экспорте автокомпонентов из России, а также данных Росстат (ЕМИСС) о производстве компонентов, сократился на 2%. Таким образом, стоимостной объем предложения на рынке автозапчастей для грузового автотранспорта (далее также – рынок), по нашим оценкам, в 2022 году снизился на 5,3% и составил 7,2 млрд долларов США.

Физический объем рынка с учетом роста средних цен на автозапчасти в 2022 году на 12,7% (в долларах США), снизился на 16% и составил 214,1 млн штук запчастей. Среднегодовая динамика рынка автокомпонентов для грузового автотранспорта (CAGR 2017-2022) составила -2,6% в год в натуральном выражении и -2,7% в стоимостном (долларовом) выражении. Отметим, что при расчете мы оперировали рублевой стоимостью запасных частей с последующим ее пересчетом в доллары США.

Нарушение логистических цепочек поставки в первую очередь сказалось на ограничении доступности запчастей и их стоимости. В зависимости от марки стоимость комплектующих выросла до 65%. В среднем по всем комплектующим в 2022 году стоимость выросла на 12,7% относительно показателя 2021 года и составила 33,8 долларов или 2,3 тыс. рублей за одну единицу товара. В 2021 году данный показатель составлял 30 долларов США (2,2 тыс. руб.) за единицу. Среднегодовая динамика средней стоимости всех запчастей для грузового автотранспорта за период с 2017 по 2022 годы в долларовом выражении составила -0,1%.

По нашим данным, в 2022 году физический объем импорта запасных частей для грузового автотранспорта снизился почти на четверть относительно аналогичного периода 2021 года и составил 75,6 млн штук (против 100,5 млн штук в 2021 году). За весь период наблюдения падение количества импортных запчастей для грузовиков, ввозимых в Россию, составило 18,8%: с 93,1 млн штук в 2017 году. Среднегодовая динамика показателя (CAGR 2017-2022) находится в «красной» зоне и составляет -4,1%.

Стоимостной объем импорта запчастей для грузового автотранспорта снизился в 2022 году на 7,5% в долларовом выражении и составил 4,3 млрд долларов США. Всего за последние шесть лет с учетом кризисного 2022-го, падение стоимостных объемов предложения импортных запчастей в сегменте грузовиков составило -5,5%. Среднегодовая динамика показателя (CAGR 2017-2022) составила -1,1%.

Доля импортных автозапчастей на российском рынке всех запчастей для грузовиков составляет более трети от их количества и более 59% от их стоимости. Сам рынок можно разделить на оригиналы и реплики. Отличие заключается в том, что оригинальная запчасть лицензирована автопроизводителем. Реплика — точная копия без лицензии, но зачастую с более низким качеством. В структуре рынка компонентов для грузовиков в натуральном выражении доля импорта в 2022 году снизилась на 4,1 процентных пункта относительно 2021 года и составила 35,3% от общего физического объема предложения на рынке. С 2017 года этот показатель с учетом кризисного 2022-го снизился на 2,9 процентных пункта, при этом до 2021 года доля импортных деталей для грузовиков в структуре рынка ежегодно увеличивалась.

В стоимостной структуре российского рынка доля импорта в 2022 году снизилась на 1,4 процентных пункта относительно показателя 2021 года: если годом ранее в страну импортировалось 60,5% всей стоимости предлагаемых на российском рынке запчастей для грузовиков, то в 2022 году всего 59,1%. За весь период наблюдения доля импорта в структуре рынка увеличилась на 4,5 процентных пункта (с 54,6% в 2017 году).

Основная доля импорта (около 60%) в Россию приходится на Китай. В Поднебесной насчитывается более 8 тыс. заводов по производству автокомпонентов, при этом ассортимент продукции очень широк и возможно найти аналог практически для любой автозапчасти. Оставшаяся часть импорта приходится на Турцию, Японию, Германию, Индию и Южную Корею.

Согласно данным Росстат (ЕМИСС) и сведений об экспорте запчастей российского производства, взятых из баз таможенных деклараций ВЭД и ЕАЭС, физический объем производства запасных частей для грузового автотранспорта в России в 2022 году составил 138,5 млн штук, сократившись относительно объемов производства в 2021 году на 10,3%: со 154,4 млн штук. За последние 6 лет производство автокомпонентов для грузовиков активно развивалось, ежегодно объемы производства деталей в натуральном выражении прирастали на 0,6% вплоть до 2022 года. Общая динамика объемов производства деталей для грузового автотранспорта за последние шесть лет из-за падения в 2022 году оказалась в «красной» зоне и в натуральном выражении составила -8%. Среднегодовая динамика показателя (CAGR 2017-2022) составила -1,6%.

В долларовом выражении объемы производства запасных частей для грузовиков в 2022 году снизились на 2% и составили 2,96 млрд долларов США против 3 млрд долларов США в 2021 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2017-2022) показателя составила -4,7%.

Оценка баланса спроса и предложения на рынке позволяют оценить дефицит тех или иных компонентов и спрогнозировать потенциал для сбыта продукции нового производителя или поставщика.

На основе анализа спроса (представлено в полной версии исследования) и предложения на рынке запчастей для грузового автотранспорта можно констатировать в 2022 году превышение спроса над предложением примерно на 7% в целом по всем запчастям для грузового автотранспорта, что свидетельствует о дефиците. При этом за весь период наблюдения до 2022 года спрос на рынке автокомпонентов для грузовиков не превышал 93,5% от предложения даже в постпандемийном 2021 году.

https://research-center.ru/rynok-zapchastej-dlja-gruzovogo-transporta/