Короче говоря: часть 1. Я начинаю небольшую серию статей о краткости в нашей жизни. Сегодня это тренд. Он есть в бизнесе. В копирайтинге. В дизайне. В моде. И в искусстве. Сегодня я расскажу о книгах, которые отражают этот тренд. Каждая из них вмещает в себя подобие целой библиотеки. Так что речь пойдет об идеальном романе, состоящем из множества романов... Первая книга так и называется:
В предисловии автор пишет, что самое интересное в книге - это финал/последний абзац. И если собрать в одной книге финалы всех возможных сюжетов, жанров и литературных направлений... Получится идеальный роман, а точнее, библиотека из множества романов. В книге, действительно, собраны произведения детской и приключенческой литературы, фэнтези, авантюрные, женские, исторические романы, детективы, мистика, современная проза... Начала нет, нет середины - есть только финал.
Несмотря на то, что концовки некоторых романов состоят из нескольких предложений, они весьма "говорящие" и легко "достраиваются" в голове до сюжетов, героев и их взаимоотношений. Приведу несколько примеров...
"Жасминовая изгородь": Как ты думааешь, Арчибальд, он вернется? - спросила Стелла. И дворецкий покачал головой: "Никогда".
"Сон Мерлина": – Уходи, Артур, – прошептал старик, – уходи, мальчик. Если ты останешься, я могу проснуться...
"Три океана": Аборигены высыпали на берег и долго махали вслед уплывающей лодке. И мы слышали их прощальное приветствие: «Бабана макайа! Бабана макайа!»
Для кого будет полезна эта книга? Копирайтеры и филологи порадуются разнообразию стилей. Режиссеры и сценаристы - идеям и сюжетам. Остальные весело проведут время и получат массу удовольствия.
Вторая книга, где под одним корешком собраны все жанры и стили, принадлежит французскому стилисту Раймону Кено (через Е).
Представьте себе, жарким летним днем в переполненном автобусе едет молодой человек. В автобусе давка. Ему отдавили ногу и оторвали пуговицу. И он затеял драку с мужчиной. Согласитесь, так себе история...
Но Раймон Кено описал ее 99 раз. Каждый раз рассказчик входит в автобус, видит молодого человека, становится свидетелем его ссоры с мужчиной, а потом встречает его на вокзале... И каждый раз та же самая история оказывается заново рассказанной в своем уникальном стиле.
Мы можем прочитать эту историю в жанре заметки, сна, предсказания, допроса, комедии, а также с точки зрения визуального, звукового, осязательного, слухового восприятия...
Книга не просто вдохновляет - она наглядно показывает, как быть интересным, не повторяться, не зацикливаться, а главное, работать в разных стилях и легко менять стили. Книга рекомендуется всем, кто пишет: копирайтерам, журналистам, неймерам, а также лядям с чувством юмора и воображением.
Книга имеет множество адаптаций и переводов. А также стилизаций, в том числе не только словесных.
Человек идет к холодильнику. Его спрашивают, сколько времени. Это отвлекает его. И он забывает, зачем он шел к холодильнику... Эта история рассказывается 99 раз в жанре комиксов в разных стилях.
"На примере данных комиксов вы можете увидеть, какой эффект оказывает метод рассказа на повествование, и, более того, удивиться богатейшему разнообразию решений, предоставляемых художнику как комиксами, так и другими средствами визуализации. Надеюсь, моя книга не обострит извечные баталии между формой и содержанием, стилем и смыслом, а поможет положить конец этому поднадоевшему противопоставлению, предложив иной взгляд: форма как содержание; смысл, неотделимый от стиля" (Мэтт Медден).
P.S.: В следующих постах я планирую показать самую короткую рецензию, самую короткую историю искусств, а также поговорить о самых коротких жанрах слова.