Право на забвение имеют физические лица без уголовной судимости либо с истекшей или погашенной судимостью, если информация об их жизни не является общественно значимой. Это право есть у людей, о которых в Яндексе или других поисковиках представлены устаревшие, недостоверные или неправомерные материалы.
Содержание:
Приглашаем партнёров в команду YouStory Global для оказания услуг в сфере цифрового права и защиты репутации. До 500 000 рублей пассивного дохода с каждой сделки. Благодарности от клиентов за успешно разрешённые интернет-конфликты. Подробности о том, как начать зарабатывать на «праве на забвение» и других законах цифровой среды.
По закону «Об информации» (149-ФЗ), граждане России могут удалить устаревшую, недостоверную иди распространяемую с нарушением закона информацию о себе из Яндекса и других поисковиков — это и есть право на забвение.
С развитием интернета у людей в Сети появились цифровые личности, которые нуждаются в правовом регулировании. Доступ к праву на забвение – это элемент правового статуса цифровой личности, он позволяет каждому человеку влиять на распространение его персональных данных в интернете. Например решать, какими данными делиться, а какими нет, кому предоставлять свою персональную информацию и т.п.
К персональным данным относится любая информация, касающаяся конкретного человека: ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные.
Например, человек женился, об этом появилась статья в интернете или пост у друзей в соцсетях. Через несколько лет брак распался и человек решил, что больше не хочет иметь с бывшей семьёй ничего общего. Но на первых строчках Яндекса всё ещё «висят» статьи о свадьбе. Раскрывают ли эти статьи конфиденциальную информацию? Нет. Есть ли в них признаки нарушения закона? Нет. Тем не менее, это персональная информация, и человек может сам решать, с кем ею делиться, а с кем нет.
На основании права на забвение можно отправить запрос в Яндекс или другой поисковик для удаления материалов о себе из выдачи. В запросе нужно предоставить ссылки с упоминаниями и обоснование, почему информация является неактуальной (например, свидетельство о расторжении брака). Также необходимо подготовить заявление об исключении ссылок из выдачи. В течение 10 дней должен прийти ответ. Если брать приведённый выше пример, запрос о деиндексе вполне может быть удовлетворён. Но есть ряд нюансов, о которых расскажем ниже.
Поправки к закону «Об информации», вышедшие в РФ в 2016 году, декларируют наличие права на забвение для всех граждан страны, за исключением людей с судимостью. Чтобы на практике реализовать это право, необходимо предоставит обоснования. Нужно доказать, что информация действительно является недостоверной, устаревшей или распространяется с нарушением закона. И здесь начинаются нюансы.
Недостоверность информации или факт нарушения закона можно подтвердить документами, ссылками на закон. В случае с устаревшими данными доказать обоснованность запроса сложнее.
Право на забвение связано с конституционным правом на неприкосновенность частной жизни. Но в Конституции РФ закреплено также и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Здесь начинается конфликт.
Для принятия решения возникает необходимость соотнести интенсивность вторжения в частную жизнь и заинтересованность общества в данной информации. Это делает либо сам поисковик, либо суд. Каждый раз решение принимается индивидуально, на основании обстоятельств конкретной ситуации. Чёткого правового алгоритма нет.
Об этих несостыковках представители Яндекса говорили ещё в 2015 году, когда закон был на этапе подготовки.
– Принятие законопроекта приведет к тому, что поиск и доступ к большому объему общественно значимой информации может быть затруднен со ссылкой на защиту частных интересов, что противоречит действующему законодательству. Так, Федеральный закон «Об информации» предусматривает право граждан на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников (ст. 8 закона), – из Заключения ООО «Яндекс» на проект «закона о праве на забвение».
О том, что закон не доработан, говорили многие эксперты рынка. Особенный скепсис вызывал тот факт, что компания «Яндекс» и их коллеги, являясь коммерческими организациями, должны выполнять правоприменительные функции и решать, удалять ссылки или нет.
Несмотря на сомнения, закон был принят и поисковики стали рассматривать от граждан запросы на деиндекс.
С июля по декабрь 2020 года «Яндекс» получил в совокупности 9027 запросов по закону о забвении. Из них 3258 были удовлетворены (36%).
Если поисковик отказывает в деиндексе, есть возможность подать на него в суд. И тогда уже судья принимает решение, какое право в данном конкретном случае перевешивает: на частную жизнь или на доступ к информации. При наличии решения суда ссылки обязаны удалить.
Специалисты поисковиков часто сами просят предоставить решение суда, например, о факте клеветы в качестве подтверждения обоснованности запроса. В этом случае нужно судиться с тем, кто изначально опубликовал материал, например, со СМИ.
Проблема в том, что при обращении в суд удалить информацию тихо и без привлечения внимания очень сложно.
Подобные судебные решения часто публикуются на сайтах судов. Журналисты их отслеживают и пишут громкие новости, предпочитая не задумываться о том, кто имеет право на забвение по закону. В результате человек становится виноват лишь в том, что решил что-то удалить о себе из интернета. Не важно, что. «Если хочет удалить, значит, есть, что скрывать».
Ещё одна проблема: на месте удалённых ссылок поисковики ставят объявление «Часть информации по запросу была скрыта в соответствии с законом...». Любопытные журналисты и собиратели компромата обнаруживают этот факт, начинают сопоставлять оставшиеся в доступе материалы и, обычно, из этого появляются новые негативные публикации.
С запросом об удалении информации обратился бизнесмен, о котором писали негативные статьи в СМИ. Якобы он спровоцировал конфликт на борту самолёта, из-за чего была совершена экстренная посадка. Специалисты по защите репутации изучили кейс. На вопрос «имеет ли обратившийся человек право на забвение», ответ был утвердительным.
У заказчика на руках был рапорт майора транспортной полиции, составленный в день происшествия. В документе говорилось, что признаков административных правонарушений или преступлений в действиях этого пассажира не обнаружено. Получив запрос с таким обоснованием, представители Яндекса согласились удалить ссылки.
В реализации права на забвение есть ещё много сложностей, о которых мы расскажем в отдельных статьях. В любом случае, как специалисты по защите репутации в интернете, мы считаем этот инструмент рабочим и часто используем его для деиндекса нежелательных ссылок. Однако советуем относится к праву на забвение с осторожностью и по возможности пользоваться им при поддержке профессионалов.
Спасибо за внимание! Будем рады ответить на ваши вопросы!