Попасть на афтерпати с топ-менеджерами крупных брендов – это только половина дела. Нужно не просто забить книжку контактами, а знать, что с ними делать и как обратить в лиды. Я училась в полевых условиях — теперь делюсь инсайтами.
На английском networking — буквально «работа с сетью / работа в сети [среди других специалистов]». Иными словами, сбор улова, где вместо золотых рыбок, — контакты. При это вы знакомитесь лично и устанавливаете первичную связь, а не находите данные где-то на стороне.
Почему нетворкинг работает
Тренд на искренность сейчас в авангарде. В центре любой коммуникации должен быть живой человек, чтобы собеседник чувствовал себя личностью, а не метрикой.
Нетворкинг устанавливает эту эмоциональную связь. Вы оцениваете человека не по присланной презентации, а по конкретному и уникальному взаимодействию.
В нетворкинге три составляющие:
Традиционно напомню, что каждой компании нужен сотрудник с прокачанным личным брендом — медийная персона, которая повышает узнаваемость компании. Этот сотрудник будет заниматься нетворкингом и устанавливать первые точки касания с потенциальными партнерами. Подробнее уже рассказывала здесь.
Офлайн-ивенты — классический и самый эффективный формат для нетворкинга. Там можно встретить заинтересованных в качественном подрядчике сотрудников, не говоря уже о топ-менеджерах и руководителях компаний. Достучаться до них в обычной жизни не просто, а вот на ивентах шансов больше: участники готовы к тому, что с ними будут знакомиться.
Сегодня поиск ивентов для нетворкинга — простая задача. Я советую вступить в отраслевые ассоциации, а также паблики и группы, где анонсируют такие мероприятия:
Коммерческий интерес — важная составляющая, но не единственная: нетворкинг – это история не только про прямые продажи. Пример: на одном ивенте мы познакомились с ребятами из Росмолодежи. Не было цели продать им ORM-услуги, но мы записали совместный курс про эффективный PR в молодёжной политике.
В планах записать еще один совместный курс по медиаграмотности, который будут распространять среди студентов, профсоюзов и даже школьников, как внеклассное обучение. Ребенок придет из школы: «Мама, папа, у нас был такой классный урок! Представляешь, мы узнали, что можно в интернете делать вот так, а вот так нельзя».
Так появляется новая точка касания. Потому что мамы-папы, среди которых будут и владельцы компаний, и директора PR, и маркетологи, услышат о нас.
Целевая аудитория в нетворкинге может быть разной. Например, у вас может быть цель познакомиться с организаторами или найти крутого видеографа. Личный кейс: на масштабном PR-круизе я познакомилась с HR, которая специализируется на поиске топовых пиарщиков. Если попасть к ней в базу, тебя могут рекомендовать брендам уровня Сбера и Яндекса.
Не бойтесь знакомиться. Раньше мне было сложно первой начинать разговор. Потом подумала: «А что может случиться? Отправят меня куда подальше? Вряд ли». Люди тоже пришли сюда заводить связи, повышать свою узнаваемость. Правила нетворкинга понимают все, в этом его прелесть.
Импровизация в нетворкинге важнее скриптов. Но начать можно банально: «Привет, я Даша, операционный директор Сидорин Лаб, занимаемся управлением репутацией. А вы кто?». Если ивент небольшой, можно добавить, что вы тут впервые, попросить рассказать, что здесь обычно происходит, и поделиться впечатлениями.
Стенды на форумах — идеальные точки для быстрого нетворкинга. Там всегда есть раздатка, брошюры, плюс человек, который расскажет, что к чему, запишет ваш контакт.
Кстати, если знакомитесь на афтерпати — не забывайте, что тут уже отдыхают и про работу говорить не хочется. Крючок можно закинуть, обменяться контактами, но договариваться о встречах и отправлять презентации лучше в другое время.
Телеграм — пожалуй, лучший мессенджер для нетворкинга и обмена контактами. Во-первых, в маркетинге его предпочитает большинство. Во-вторых, там за секунду создаешь QR-код, новый знакомый его сканирует, и у вас автоматически открывается чат. Я отправляю приветственное сообщение: «[Имя] привет, это Даша Свистунова из Сидорин Лаб». Чат и контакт сохраняются у человека в истории — на ближайшее или отдаленное будущее.
При это учитывайте особенности своей ЦА. Например, в Казахстане самый популярный мессенджер – это Whatsapp, а в ходу до сих пор физические визитки – у нас этого практически не встретишь, мы же в диджитале.
Контакты превращаю в воронки, потому что нетворкинг работает по принципам маркетинга.
Как это делаю я:
1. Нетворкинг — классный маркетинговый инструмент для развития личного и корпоративного бренда.
2. Лучшая среда для нетворкинга — офлайн-ивенты. Здесь находятся люди, чьи контакты в обычных обстоятельствах сложно добыть.
3. Скрипты и формальный стиль вредят нетворкингу, а импровизация и свободное общение — помогают.
4. Не все знакомства в рамках нетворкинга — коммерческие, и не все приведут к немедленному сотрудничеству. Это в порядке вещей. Первая задача — создать точку касания: оставить контакт и произвести впечатление.
5. Контакты, полученные через нетворкинг, нужно рассматривать как ту же воронку продаж и расставлять по приоритетам.
А у вас были классные кейсы, когда нетворкинг помог вашему бизнесу?