С момента появления интернета email стал неотъемлемой частью жизни многих людей. Электронная почта – удобный инструмент как для формальных рабочих переписок, так и для личной коммуникации, а многие компании привыкли считать email-рассылки самым простым способом общения с клиентам, даже несмотря на то, что почтовые ящики большинства людей сейчас буквально завалены рекламными предложениями.
В WhatsApp, например, ситуация несколько другая: мессенджер строго контролирует бизнес-рассылки и блокирует рассылки, на которые пользователи регулярно жалуются. При этом сама логика мессенджер-рассылок достаточно похожа на email-рассылки.
Многие эксперты считают, что в последнее время мессенджеры составляют email-рассылкам ощутимую конкуренцию. В этой статье разберемся, что все-таки выбрать: email или мессенджеры, какие преимущества есть у каналов и можно ли использовать оба инструмента одновременно.
Начнем с начала. По определению email-маркетинг прост: это использование электронной почты в качестве канала для продвижения товаров и услуг. И хотя многие эксперты и обыватели говорят, что электронная почта – уже в некотором смысле пережиток прошлого, она все еще остается важным каналом связи с большим количеством активных пользователей.
Для бизнеса это недорогой и достаточно эффективный способ быть на связи с клиентом, и при этом персонализировать рекламные предложения. Эксперты также отмечают, что общение государства и крупных компаний с людьми все еще работает исключительно через email, а многие пользователи уже привыкли, что электронная почта в некотором смысле и существует для рассылок и промо-материалов.
У Blue Core есть интересные данные по поводу каналов, из которых пользователи получают сообщения и которые при этом кажутся им наиболее личными. Email назвали самым персонализированным каналом 74% представителей поколения бэби-бумеров (рожденные в 1946-1964 годы), 72% представителей поколения Х (1965-1980), 64% – среди миллениалов (1981-1996) и 60% представителей поколения Z (1997-2012).
Для email-рассылок важно учитывать несколько пунктов:
- Изучить базу клиентов и сегментировать аудитории: не стоит отправлять все письма всей аудитории постоянно, неактуальная и неперсонализированная информация только вызовет раздражение.
- Иметь какой-то план и придерживаться его: а точнее составить контент-план и четко понимать, что, когда и кому вы отправляете.
- Подумать о содержании письма: какую пользу оно несет читателю, как оно структурировано и грамотно ли в целом написано, понятен ли текст и нет ли в нем “воды”. Хорошо будет подключить иллюстрации и приемы сторителлинга.
- Обратить внимание на тему и прехедер письма: они влияют на open rate и должны быть понятными и кликабельными, при этом без перегибов.
- Всегда оставлять возможность отписаться.
- Низкая стоимость email-рассылок относительно других инструментов.
- Возможность персонализировать рассылки и делать сообщения более личными.
- Масштабируемость инструмента: возможность работать как с очень широкой аудиторией, так и узкими, специфичными аудиториями.
- Возможность отслеживать эффективность email-рассылок: можно легко отслеживать ошибки, жалобы на спам, количество отписавшихся, карту кликов письма и многие других показатели.
- Информационная насыщенность текста: формат письма дает возможность изложить мысль максимально развернуто, при необходимости добавить картинки и видео, поэкспериментировать с дизайном.
- Никто не может гарантировать, что ваше письмо вообще откроют или оно не подадет в спам. Клиенты также нередко меняют email-адреса или забывают пароли от почтовых ящиков.
- Пользователи всегда могут отписаться от рассылки. При этом убрать опцию отписки будет неуважительно по отношению к клиенту, и делать так не стоит.
- Работа с персональной информацией требует ответственности, а рассылки регламентируются законами о защите персональных данных.
- По данным Hubspot у email-рассылок низкий процент открываемости в сравнении с мессенджерами – 19,8% против 90%.
По данным Statista.com WhatsApp с более чем 2 миллиардами пользователей по всему миру считается самым популярным приложением для обмена мгновенными сообщениями. Сейчас его рассматривают как многообещающий маркетинговый канал, хоть и относительно новый по сравнению с почтой. По данным Mediascope, каждый день WhatsApp открывает 57% жителей России старше 12 лет. Это очень высокий показатель.
У WhatsApp два продукта для бизнеса – WhatsApp Business App и WhatsApp Business API.
- WhatsApp Business App – это приложение для телефона. Однако, номер телефона нельзя будет подключить к CRM-системе, использовать его на нескольких устройствах одновременно и делать массовые рассылки. Такой инструмент подойдет для общения с отдельными клиентами, но не для рассылок.
- WhatsApp Business API – это полноценный сервис для общения бизнеса с клиентами. Здесь уже можно делать рассылки, использовать чат-боты, а также нескольким сотрудников могут переписываться в одном аккаунте от имени компании. Кстати, наш гид поможет разобраться в вопросе детальнее.
У сообщений в WhatsApp высокая открываемость, поэтому массовые рассылки по всей базе клиентов будут хорошим решением.
Есть несколько несложных советов для работы с WhatsApp-рассылками:
- Всегда оставляйте возможность отписки. Некоторые люди не хотят получать рассылки в мессенджеры, и это нормально. Кнопка с возможностью отписки снизит вероятность жалоб на аккаунт.
- Постарайтесь заинтересовать: обозначьте цель сообщения и бонус, например, скидку или промокод.
- Добавьте интерактивные элементы: они помогут повысить конверсии.
- Добавьте указание на целевое действие: то, что может сделать пользователь, когда прочитает сообщение, – например, подписаться на рассылку или зарегистрироваться в сервисе.
А вот чего делать точно не нужно, так это с порога продавать услуги «спящим контактам». Если бизнес давно не взаимодействовал с клиентом, велика вероятность, что такое сообщение отправится напрямую в спам. Более того, пользователь может пожаловаться на сообщение компании, а это чревато блокировкой шаблона или даже номера.
- WhatsApp — это безопасная платформа, и все переписки зашифрованы сквозным шифрованием, а конфиденциальность и безопасность данных клиентов гарантирована.
- Скорость ответов на запросы значительно выше, бизнес может оперативно консультировать клиентов в режиме реального времени.
- Автоматизированные быстрые ответы могут еще больше ускорить взаимодействие с клиентом.
- Формат мгновенных сообщений предполагает интерактивность – гифки, смайлики, стикеры, аудиозаписи и видео могут помочь брендам сделать свои сообщения более креативными.
- Так как мессенджеры чаще используют для личных переписок, за счет этой коннотации WhatsApp-рассылки помогут клиенту почувствовать человеческую сторону бренда, а это повышает лояльность и доверие.
- Необходимо строго придерживаться правил и политики, установленных WhatsApp. В противном случае учетная запись WhatsApp будет заблокирована
- С помощью учетных записей WhatsApp Business можно инициировать общение с клиентами только с помощью шаблонных сообщений.
- Хоть WhatsApp пользуется очень много людей, но все же не 100% пользователей.
- Когда клиент связывается с бизнесом, компания должна ответить в течение 24 часов. В противном случае ответить клиенту напрямую будет нельзя. Вместо этого нужно будет использовать шаблонное сообщение WhatsApp.
Email и WhatsApp-рассылки можно и нужно использовать параллельно. Многие эксперты отмечают доступность и эффективность электронной почты как маркетингового инструмента. Опять же, у большинства людей есть email-адрес, а количество пользователей email-сервисов все еще растет. Также можно давать пользователям выбор предпочтительного канала, например, при регистрации на мероприятия.
Хорошим решением будет разделить потоки информации: в мессенджеры отправлять более срочные сообщения и новости, а почту оставить для менее срочных и более объемных текстов.
Нельзя со 100% уверенностью сказать, что какому-то конкретному бизнесу подойдут только email или только мессенджер-рассылки. Важно пробовать новые форматы, экспериментировать с каналами и анализировать результат. А если вы давно думаете о WhatsApp-рассылках, вы можете получить консультацию по мессенджер-маркетингу по ссылке.