Существует множество программ, которые помогают автоматизировать бухгалтерский и товарный учёт в общепите. Одна из таких программ — 1С: Общепит, разработанная фирмой «1С» на базе типовой конфигурации «1С: Бухгалтерия». В статье расскажем, что это за программа и как она работает.
1С: Общепит — это решение для автоматизации предприятий общественного питания. В основе программы — типовая конфигураций 1С: Бухгалтерия, которая соответствует стандартам бухгалтерского и налогового учёта, а также стандартам формирования регламентированной отчётности.
Основные функции отраслевой конфигурации — это учёт ингредиентов и готовых блюд, которые готовятся на предприятии, ведение бухгалтерии и формирование отчётности компании.
В программе доступны специальные характеристики номенклатуры, возможность вести списки рецептов, учитывать ингредиенты и производство готовых блюд.
Справочник номенклатуры в конфигурации дополнен характеристиками полуфабрикатов, ингредиентов и блюд. Так при вводе блюда в программу можно добавить:
Также конфигурация позволяет работать с ингредиентами, списание которых нельзя отразить в бухучёте — соль, перец, другие специи. Программа автоматически накапливает информацию о расходе специй при приготовлении блюда и списывает их в нормальном количестве для правильного отражения расхода специй в учёте.
В 1С: Общепит возможно вести список рецептов и составлять технологические карты, по которым готовится то или иное блюдо.
В рецептах указываются ингредиенты в начале приготовления, потери продуктов после обработки и количество ингредиентов в готовом блюде. Программа использует сезонные коэффициенты — проценты потери веса массы ингредиентов, которые зависят от времени года. Это позволяет не создавать новые рецепты при наступлении нового времени года.
В технологической карте можно описать подробно, как готовится блюдо, какое оно должно быть на вкус, цвет, запах и внешний вид. Программа автоматически рассчитывает КЖБУ, витамины и микроэлементы в блюде в зависимости от используемых ингредиентов.
В конфигурации можно вести учёт производства готовых блюд, а также проводить инвентаризацию склада и точек общественного питания с учётом заготовок. В части производства возможно регистрировать все операции с продуктами и блюдами: приготовление, перемещение продуктов, списание ингредиентов, выпуск готового блюда и его продажа.
Также доступен документ «План-меню», который позволяет заранее спланировать выпуск продукции и оценить потребность заведения в ингредиентах.
По данным из базы программа автоматически формирует аналитические отчёты и стандартные бухгалтерские отчёты.
В момент списания и продажи блюд формируются отчёты о розничной продаже блюд и пуске блюд с розничной реализацией. При оформлении отчётов система автоматически спишет ингредиенты со склада, согласно рецепту блюда, и отразит факт его приготовления и последующей продажи.
Также в конфигурации можно автоматически сформировать:
Помимо аналитической отчётности система формирует и стандартные бухгалтерские отчёты: оборотно-сальдовые ведомости, отчёты по проводкам, главную книгу и другие бухгалтерские документы.
1С: Общепит подходит для кафе, ресторанов, столовых, буфетов, а также для цехов по производству различных блюд, изделий и полуфабрикатов. В программе могут работать технологи, заведующие производством, повара и бухгалтеры.
Начать работу в конфигурации и самостоятельно протестировать все её возможности можно в 1С в облаке от Scloud. Тестовый период действует в течение 14 дней и предоставляет доступ к полному функционалу программы бесплатно после регистрации.