Влияние ЗОЖ: российские алкомаркеты постепенно превращаются в минимаркеты возле дома

2024-06-07 11:55:20 Время чтения 5 мин 1430

Российские магазины, в которых раньше продавали только алкогольные напитки, сейчас активно расширяют товарный ассортимент. Команда аналитиков продукта «Прогноз спроса» Platforma провела детальное исследование Big Data ключевых алкомаркетов — и результаты нас удивили.

Большинство россиян все еще предпочитает покупать алкоголь именно в специализированных магазинах. По данным статистики, в 2 из 3 алкомаркетах самым ходовым товаром считается пиво. В остальной трети больше всего покупали вино. Также в топе практически каждой точки есть крепкий алкоголь: водка, виски, бурбон, бренди, джин, ром и другие разновидности.

Но вот уже несколько лет мы наблюдаем тренд, когда алкогольные магазины добавляют в товарную линейку и другие продукты, которые не попадают в категорию «18+». К примеру, в 2023 году только 48% ассортимента подобных маркетов составили алкоголь и табачные изделия, а целых 45% заняли продукты питания. Остальные 7% — это разнообразные товары для дома, косметика и средства гигиены, зоотовары и даже одежда.

Товаров повседневного спроса становится больше. В 2023 году алкомаркеты стали активнее продавать лимонады и газированные напитки (+9%), энергетики (+19%), квас (+31%) и бутилированную воду (+8%). Еще многие маркеты добавили в ассортимент хлеб (+9%) и фрукты (+25%).

Но самое интересное, что алкомаркеты активно тестируют и совсем необычные товары. К примеру, в 2023 году наибольший рост в алкогольных магазинах показали следующие категории: цветы и растения (+139%), настольные и карточные игры (+138%), туризм и рыбалка (+100%), школа и обучение (+85%), а также инструменты (+81%). И хоть в общем количестве продаж эти категории дают не больше 1% выручки, магазины пытаются опытным путем определить, какие сопутствующие товары будут интересны их целевой аудитории.

Самое большое преимущество алкомаркетов — они занимают максимально удобное расположение. Обычно они находятся рядом с жилыми домами или прямо в них, поэтому человеку к ним идти ближе всего. Владельцы алкомаркетов уже заметили, что расширение ассортимента повышает средний чек и привлекает дополнительных клиентов, которые не покупают алкоголь или табак.

Впрочем, трансформация алкомагазинов в обычные минимаркеты происходит не повсеместно. Только треть из них активно расширяет продуктовую линейку и внедряет новые виды товаров в продажу. У них продукты питания уже составляют больше 60% ассортимента и приносят до 36% всей прибыли. Остальные же две трети хоть и добавляют обычные продукты в продуктовую линейку, но в основном это неалкогольные напитки и закуски, поэтому процент выручки из этих категорий не превышает 20%.

Схожие тенденции можно наблюдать и на международном рынке. К примеру, в периоды крупных скидок на алкоголь австралийские сети розничной торговли больше зарабатывают на товарах обычной потребительской корзины. Из-за этого скидочные войны часто приносят прибыль всем участникам, ведь скидки на выпивку побуждают покупателей в целом тратить больше денег.
Елена Титова
Руководитель продукта “Прогноз спроса” Platforma  

Исследование Platforma показало, что алкомаркеты стараются подстраиваться под изменившиеся потребности целевой аудитории. Одни — активнее, вторые — не так быстро. Но факт остается фактом: обычные товары занимают на полках алкогольных магазинов все больше места.

Процент клиентов, которые приходят в специализированные магазины только за алкоголем, постепенно падает. Большинство покупателей сейчас стремится сэкономить время и купить все необходимые товары в одном месте. Расширение ассортимента — это вполне логичный ответ предпринимателей на запросы рынка. И после детального анализа мы считаем, что тренд на увеличение товарной линейки сохранится. Алкомагазины будут постепенно превращаться в минимаркеты возле дома, которые смогут предложить жильцам рядом все нужные товары первой необходимости.

Анализ рынка также меняется. Сейчас у нас есть инструменты, которые помогают отследить даже самые неочевидные закономерности целевой аудитории с помощью анализа больших данных. «Прогноз спроса» глубоко анализирует потенциальных клиентов — и бизнес точно знает, будет ли популярен продукт и что нужно добавить в ассортимент, чтобы клиентов стало больше. Даже в условиях, когда рынок постоянно меняется и развивается.