Снимали в офисе и сами писали сценарий: как мы создали наш первый онлайн-курс с нуля

2023-08-30 11:35:07 Время чтения 14 мин 361

Представьте: вы были менеджером, сидели в офисе и занимались своими обычными делами. А потом вас вдруг поставили перед камерой и заставили рассказывать умные вещи, а перед этим попросили настроить свет и микрофон. Что-то подобное и произошло со мной и моей командой — так мы запускали наши первые в жизни онлайн-курсы.

Меня зовут Рита Ковзан, я старший AdOps-менеджер в Centra — это маркетплейс рекламных платформ. Мы работаем более чем с 250 площадками и блогерами, а также индивидуально обучаем наших клиентов-рекламодателей. Решили, что пора и с миром этими знаниями поделиться, но не знали как. В итоге выбор пал на видеокурс, до этого мы такого никогда не делали. Рассказываю, как организовали съемки с нуля и сколько денег потратили.

Выбрали темы для курса и спикеров

Мы решили начать с популярных у наших клиентов продуктов, о которых на российском рынке меньше всего информации. Выбрали площадку Telegram Ads, рекламную платформу Ozon и Adriver — сервис для анализа диджитал-рекламы.У нас есть большой опыт работы с разными площадками, и мы хотели помочь с ними разобраться и показать, что это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В Centra работают крутые профессионалы, поэтому претендентов на роль спикеров было много: Никита, я и Леша :)

Как же я люблю наших спикеров! Вот они слева направо

Собрали материал и написали сценарии уроков

Подготовкой материала занимались спикеры: каждый собирал информацию по своей площадке. До записи курсов мы провели десятки индивидуальных обучений и накопили базу знаний: статьи, презентации, инструкции. Поэтому на сбор информации потратили всего пару дней. Думаю, если бы искали ее с нуля, на это ушла бы неделя-полторы.

Собранные материалы оставалось только структурировать и распределить по урокам. Мы подготовили сценарии в виде таблиц, так как они оказались удобнее обычных документов: все пункты видно по строкам и столбцам, информация воспринимается легче. Использовали гугл-таблицы, потому что их удобно редактировать онлайн всей командой.

Пример сценария по Telegram Ads

В сценарии мы прописали название блока, примерный хронометраж и формат, то есть что будет в кадре: видео с камеры, презентация, интерфейс рекламной площадки. Следили, чтобы каждый урок длился до 10 минут. По нашему опыту, на более долгих занятиях студентам сложно сохранять концентрацию. Также мы позаботились об удобстве слушателей: многие из них — занятые люди, у которых нет времени на лекции по 30–40 минут.

Подготовили съемочную площадку

По части съемок мы хотели полностью обойтись силами нашей команды и сэкономить, поэтому не обращались в продакшен-агентства. Ведь это были наши первые курсы — вдруг они не «залетят» и не оправдают вложения.

Но при этом и накосячить не хотелось, поэтому расходы распределили так ↓

Нашли оператора за 50 тысяч рублей на курс. Всего на три курса мы потратили 150 тысяч рублей. В стоимость входила съемка и монтаж 10 роликов с итоговой длительностью 30–45 минут.Услуги оператора стали единственной крупной статьей расходов. Экономить на них мы не рискнули: хотели гарантированно получить качественные видео. Было бы некруто потратить время на подготовку и съемки, а в финале увидеть замыленную перекошенную картинку.

Наша смета на услуги оператора

Мы нашли специалиста через пост в соцсетях: просто написали в нашем профиле, что ищем оператора для съемки курсов. Откликнулось 5–6 человек, и наш руководитель провел собеседование с каждым.

При выборе оператора обращали внимание на три критерия:

  1. Регулярная практика продакшена — искали человека с опытом создания видео на Ютубе.
  2. Свое оборудование — камера, освещение, штативы. Так не придется покупать технику или брать ее в аренду.
  3. Легкость в общении — чтобы умел найти общий язык со спикерами и подбодрить их на съемках, ведь перед камерой многие люди нервничают.

Обустроили помещение. Съемочной площадкой стал кабинет нашего CEO, поскольку там оказалось достаточно места для оборудования. Мы закрыли окна затворами, чтобы на видео не было видно смены дня и ночи, иначе кадры различались бы по освещению. Также создали уютную атмосферу: позади спикера повесили картину, на полку поставили проигрыватель пластинок.

Подготовили оборудование и программы. Здесь положились на оператора и мотали на ус. Он установил камеру на штатив и подключил к ней монитор, чтобы выводить видео на экран в реальном времени. Также расставил лампы для освещения. А еще подготовил микрофон-петличку для записи звука.

На стол спикера поставили ноутбук с OBS Studio — бесплатной программой для захвата экрана. Она нужна, чтобы в уроках показывать интерфейс площадки: объяснять, куда нажимать, чтобы запустить рекламную кампанию и посмотреть ее результаты.

Провели съемки

Когда команда и оборудование были готовы, пришло время записывать курсы. Сложности начались при попытке составить график съемок: пришлось состыковывать расписания трех человек — оператора, спикера и директора, чтобы его кабинет был свободен. Поэтому в наших интересах было справиться как можно быстрее и отснять каждый курс целиком за день.

Первый день — Adriver. Атмосфера на съемочной площадке была веселой, но немного волнующей. Это был новый опыт не только для нашей команды, но и для всей компании. Спикеру Алексею оказалось непросто привыкнуть к камере, и первые уроки пришлось перезаписывать десятки раз. Но с каждым дублем наш эксперт справлялся всё лучше, и вскоре дело пошло быстрее.

Пока оператор настраивал оборудование, Алексей репетировал

Коллегам было интересно посмотреть, как проходит запись курса, поэтому они иногда заходили в кабинет. Но скоро стало понятно, что это не лучшая идея. Когда открывалась дверь, были слышны звуки из офиса — они попадали на запись, и некоторые блоки приходилось переснимать. А спикер отвлекался на входящего и забывал текст.

Также в кабинете коллеги ставили телефоны на беззвучный режим, чтобы шум от уведомлений не испортил дубль. Поэтому был риск упустить вопрос клиента или срочную задачу. В общем, мы поняли, что заходить и выходить лучше только в перерывах.

Сразу после включения камеры я впал в ступор. С непривычки забыл не только материал, в котором еще минуту назад прекрасно разбирался, но и как говорить на русском языке и дышать. Это было забавное и противоречивое впечатление. Но постепенно я привык к камере и стал чувствовать себя увереннее.
Алексей Маркович
спикер курса про Adriver

Съемки заняли аж 12 часов. В конце Алексей был очень уставшим, поэтому мы решили давать спикерам дополнительный выходной на следующий день после записи.

Посмотреть, что получилось

Второй день — Telegram Ads. Спикер Никита впервые проводил обучение, то есть до этого даже не работал индивидуально с клиентами — у меня и у другого эксперта был хотя бы такой опыт. Но Никита знал всё о своей площадке и во время репетиций уверенно рассказывал материал.

Сложности начались, когда включилась камера. Никита тут же стал запинаться, поэтому вводную часть пришлось перезаписывать много раз. Мы сидели в кабинете и посылали нашему коллеге лучи поддержки, но он лишь больше нервничал. Только когда мы оставили его наедине с оператором, дело сдвинулось с мертвой точки: Никита успокоился и с каждым уроком всё увереннее подавал материал.

На съемках я получил незабываемый опыт, ведь раньше никогда так много не говорил на камеру. Странно, но перед объективом моментально тупеешь и не можешь связать двух слов. Первый час, то есть около 20 дублей, мы пытались записать одно только приветствие. Потом, конечно, становится легче, привыкаешь и адаптируешься. А под конец дня с языком снова происходит что-то странное: я постоянно сыпался на слове «таргетинги», просто не мог его выговорить от усталости.

Но в целом мне понравилось. Уверен, что, когда буду записываться в следующий раз, будет намного проще. Ну и напоследок: мне нравится, как получился курс, его структура и подача. Поэтому в плане ощущений позитива однозначно больше.
Никита Наливайко
AdOps-менеджер и спикер по Telegram Ads

Посмотреть, что получилось

Третий день — Ozon. Экспертом была я. Мне было легче, чем другим спикерам, поскольку я знала, чего ожидать: какие этапы будут самыми трудными, с какого момента я начну привыкать к камере и сколько примерно дублей потребуется на один урок.Вводную часть записали с четвертого раза — это был самый быстрый результат за все три курса. Я уже обрадовалась, что всё пройдет как по маслу. Но потом стала нервничать и говорить слишком быстро, проглатывать слова и окончания.

Успокоиться помог оператор. Он попросил меня отрепетировать текст с выключенной камерой — в это время я рассказывала материал уверенно. Правда, камеру оператор на самом деле не выключил, и у нас получилось записать так несколько уроков аж с двух дублей. Вы бы видели мое удивление, когда он в первый раз сказал: «Всё супер, снято», а я думала, что это просто репетиция. В итоге съемки по Ozon прошли быстрее всех и заняли всего 8 часов.

Посмотреть, что получилось

Что учесть при записи онлайн-курса — наши выводы

Выделите пару часов, чтобы привыкнуть к камере. Если получится порепетировать перед коллегами или дома перед зеркалом — будет супер.

Заложите на съемки минимум два дня. Один — для записи, второй — для отдыха.

Не переедайте. Из-за тяжелой пищи есть риск потерять концентрацию.

Поставьте телефон на беззвучный режим. Если придет сообщение или кто-то позвонит, придется всё записывать заново. Не только потеряете свое время, но и переплатите за простой оборудования/офиса, если их арендовали.

Мы планируем записать еще несколько курсов — например, по рекламной платформе Petal Ads: у нее много крутых инструментов, но мало кто знает о ней. В следующий раз постараемся учесть весь прошлый опыт и ошибки — тогда съемки наверняка пройдут проще и быстрее.