Представьте: вы были менеджером, сидели в офисе и занимались своими обычными делами. А потом вас вдруг поставили перед камерой и заставили рассказывать умные вещи, а перед этим попросили настроить свет и микрофон. Что-то подобное и произошло со мной и моей командой — так мы запускали наши первые в жизни онлайн-курсы.
Меня зовут Рита Ковзан, я старший AdOps-менеджер в Centra — это маркетплейс рекламных платформ. Мы работаем более чем с 250 площадками и блогерами, а также индивидуально обучаем наших клиентов-рекламодателей. Решили, что пора и с миром этими знаниями поделиться, но не знали как. В итоге выбор пал на видеокурс, до этого мы такого никогда не делали. Рассказываю, как организовали съемки с нуля и сколько денег потратили.
Мы решили начать с популярных у наших клиентов продуктов, о которых на российском рынке меньше всего информации. Выбрали площадку Telegram Ads, рекламную платформу Ozon и Adriver — сервис для анализа диджитал-рекламы.У нас есть большой опыт работы с разными площадками, и мы хотели помочь с ними разобраться и показать, что это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В Centra работают крутые профессионалы, поэтому претендентов на роль спикеров было много: Никита, я и Леша :)
Подготовкой материала занимались спикеры: каждый собирал информацию по своей площадке. До записи курсов мы провели десятки индивидуальных обучений и накопили базу знаний: статьи, презентации, инструкции. Поэтому на сбор информации потратили всего пару дней. Думаю, если бы искали ее с нуля, на это ушла бы неделя-полторы.
Собранные материалы оставалось только структурировать и распределить по урокам. Мы подготовили сценарии в виде таблиц, так как они оказались удобнее обычных документов: все пункты видно по строкам и столбцам, информация воспринимается легче. Использовали гугл-таблицы, потому что их удобно редактировать онлайн всей командой.
В сценарии мы прописали название блока, примерный хронометраж и формат, то есть что будет в кадре: видео с камеры, презентация, интерфейс рекламной площадки. Следили, чтобы каждый урок длился до 10 минут. По нашему опыту, на более долгих занятиях студентам сложно сохранять концентрацию. Также мы позаботились об удобстве слушателей: многие из них — занятые люди, у которых нет времени на лекции по 30–40 минут.
По части съемок мы хотели полностью обойтись силами нашей команды и сэкономить, поэтому не обращались в продакшен-агентства. Ведь это были наши первые курсы — вдруг они не «залетят» и не оправдают вложения.
Но при этом и накосячить не хотелось, поэтому расходы распределили так ↓
Нашли оператора за 50 тысяч рублей на курс. Всего на три курса мы потратили 150 тысяч рублей. В стоимость входила съемка и монтаж 10 роликов с итоговой длительностью 30–45 минут.Услуги оператора стали единственной крупной статьей расходов. Экономить на них мы не рискнули: хотели гарантированно получить качественные видео. Было бы некруто потратить время на подготовку и съемки, а в финале увидеть замыленную перекошенную картинку.
Мы нашли специалиста через пост в соцсетях: просто написали в нашем профиле, что ищем оператора для съемки курсов. Откликнулось 5–6 человек, и наш руководитель провел собеседование с каждым.
При выборе оператора обращали внимание на три критерия:
Обустроили помещение. Съемочной площадкой стал кабинет нашего CEO, поскольку там оказалось достаточно места для оборудования. Мы закрыли окна затворами, чтобы на видео не было видно смены дня и ночи, иначе кадры различались бы по освещению. Также создали уютную атмосферу: позади спикера повесили картину, на полку поставили проигрыватель пластинок.
Подготовили оборудование и программы. Здесь положились на оператора и мотали на ус. Он установил камеру на штатив и подключил к ней монитор, чтобы выводить видео на экран в реальном времени. Также расставил лампы для освещения. А еще подготовил микрофон-петличку для записи звука.
На стол спикера поставили ноутбук с OBS Studio — бесплатной программой для захвата экрана. Она нужна, чтобы в уроках показывать интерфейс площадки: объяснять, куда нажимать, чтобы запустить рекламную кампанию и посмотреть ее результаты.
Когда команда и оборудование были готовы, пришло время записывать курсы. Сложности начались при попытке составить график съемок: пришлось состыковывать расписания трех человек — оператора, спикера и директора, чтобы его кабинет был свободен. Поэтому в наших интересах было справиться как можно быстрее и отснять каждый курс целиком за день.
Первый день — Adriver. Атмосфера на съемочной площадке была веселой, но немного волнующей. Это был новый опыт не только для нашей команды, но и для всей компании. Спикеру Алексею оказалось непросто привыкнуть к камере, и первые уроки пришлось перезаписывать десятки раз. Но с каждым дублем наш эксперт справлялся всё лучше, и вскоре дело пошло быстрее.
Коллегам было интересно посмотреть, как проходит запись курса, поэтому они иногда заходили в кабинет. Но скоро стало понятно, что это не лучшая идея. Когда открывалась дверь, были слышны звуки из офиса — они попадали на запись, и некоторые блоки приходилось переснимать. А спикер отвлекался на входящего и забывал текст.
Также в кабинете коллеги ставили телефоны на беззвучный режим, чтобы шум от уведомлений не испортил дубль. Поэтому был риск упустить вопрос клиента или срочную задачу. В общем, мы поняли, что заходить и выходить лучше только в перерывах.
Сразу после включения камеры я впал в ступор. С непривычки забыл не только материал, в котором еще минуту назад прекрасно разбирался, но и как говорить на русском языке и дышать. Это было забавное и противоречивое впечатление. Но постепенно я привык к камере и стал чувствовать себя увереннее.
Съемки заняли аж 12 часов. В конце Алексей был очень уставшим, поэтому мы решили давать спикерам дополнительный выходной на следующий день после записи.
Второй день — Telegram Ads. Спикер Никита впервые проводил обучение, то есть до этого даже не работал индивидуально с клиентами — у меня и у другого эксперта был хотя бы такой опыт. Но Никита знал всё о своей площадке и во время репетиций уверенно рассказывал материал.
Сложности начались, когда включилась камера. Никита тут же стал запинаться, поэтому вводную часть пришлось перезаписывать много раз. Мы сидели в кабинете и посылали нашему коллеге лучи поддержки, но он лишь больше нервничал. Только когда мы оставили его наедине с оператором, дело сдвинулось с мертвой точки: Никита успокоился и с каждым уроком всё увереннее подавал материал.
На съемках я получил незабываемый опыт, ведь раньше никогда так много не говорил на камеру. Странно, но перед объективом моментально тупеешь и не можешь связать двух слов. Первый час, то есть около 20 дублей, мы пытались записать одно только приветствие. Потом, конечно, становится легче, привыкаешь и адаптируешься. А под конец дня с языком снова происходит что-то странное: я постоянно сыпался на слове «таргетинги», просто не мог его выговорить от усталости.Но в целом мне понравилось. Уверен, что, когда буду записываться в следующий раз, будет намного проще. Ну и напоследок: мне нравится, как получился курс, его структура и подача. Поэтому в плане ощущений позитива однозначно больше.
Третий день — Ozon. Экспертом была я. Мне было легче, чем другим спикерам, поскольку я знала, чего ожидать: какие этапы будут самыми трудными, с какого момента я начну привыкать к камере и сколько примерно дублей потребуется на один урок.Вводную часть записали с четвертого раза — это был самый быстрый результат за все три курса. Я уже обрадовалась, что всё пройдет как по маслу. Но потом стала нервничать и говорить слишком быстро, проглатывать слова и окончания.
Успокоиться помог оператор. Он попросил меня отрепетировать текст с выключенной камерой — в это время я рассказывала материал уверенно. Правда, камеру оператор на самом деле не выключил, и у нас получилось записать так несколько уроков аж с двух дублей. Вы бы видели мое удивление, когда он в первый раз сказал: «Всё супер, снято», а я думала, что это просто репетиция. В итоге съемки по Ozon прошли быстрее всех и заняли всего 8 часов.
Выделите пару часов, чтобы привыкнуть к камере. Если получится порепетировать перед коллегами или дома перед зеркалом — будет супер.
Заложите на съемки минимум два дня. Один — для записи, второй — для отдыха.
Не переедайте. Из-за тяжелой пищи есть риск потерять концентрацию.
Поставьте телефон на беззвучный режим. Если придет сообщение или кто-то позвонит, придется всё записывать заново. Не только потеряете свое время, но и переплатите за простой оборудования/офиса, если их арендовали.
Мы планируем записать еще несколько курсов — например, по рекламной платформе Petal Ads: у нее много крутых инструментов, но мало кто знает о ней. В следующий раз постараемся учесть весь прошлый опыт и ошибки — тогда съемки наверняка пройдут проще и быстрее.