Проверка "адекватности" клиента на стадии заключения договора

2023-10-26 05:58:03 Время чтения 5 мин 1330

Деньги любой ценой?

Или все же отказываться от проектов в некоторых случаях?

Ответы на эти вопросы каждый дает, безусловно, сам.

Я же хочу поразмышлять на тему, можно ли увидеть, что клиент «неадекватен» в оценке ситуации, перспектив, ценности вашей работы, вашего статуса и т.д. на стадии заключения с ним договора.

С одной стороны, хочется ответить утвердительно, мол, конечно, можно. И, действительно, с опытом, насмотренностью, натренированной интуицией можно увидеть на первоначальном этапе знакомства с клиентом и его проектом.

Но стоит помнить, что можно ошибиться.

Отношения с клиентом (работодателем, руководителем) - это как и любые другие межличностные отношения, которые раскрываются со временем. При этом они могут и существенно окрепнуть, расцвести со временем, так и полностью угаснуть.

Приведу пример:

✔️Как-то мы вели первую ознакомительную встречу с бенефициаром достаточно крупного бизнеса (строительство дорог), с замечательным человеком и адвокатом, у которого я многому научился.

В ходе этой встречи потенциальный клиент категорически был не согласен с нашим подходом к работе и в итоге перешел на крик, сломав карандаш о стол в нашей переговорке, под возглас: «Вы будете делать, как я сказал!!!» 👀

На что мы вежливо ответили, что этого не будет, что, возможно, ему ничья помощь не нужна и закончили на этом встречу.

☝️Прошла неделя и этот клиент к нам вернулся и мы успешно сотрудничали потом еще несколько лет.

Хотя мое внутреннее общее правило – не работать с клиентами, которые, например, просто не знают, что такое уважительное отношение к людям, с которыми работаешь.

✔️Второй случай условной «неадекватности» клиента это, когда клиенту не нужна ваша помощь в текущем моменте или он не готов в ступать в борьбу (нет ресурсов и не важно каких, финансовых, временных, моральных).

Еще один пример из практики, которому буквально неделя.

Позвонила мне женщина, просто рассказала, что она очень жалеет, что не послушала моих советов в 2020 году (я честно не мог вспомнить, кто она и что я советовал).

В дальнейшем выяснилось, что советовалась она со мной по поводу оформления ее финансового участия в инвестиционном проекте ее дочери и ее мужа (приобретение квартиры на этапе строительства). Для нее тогда мои советы показались слишком "пессимистичными" и «формалистскими», а общая рекомендация не вступать в такой проект так и вообще странной.

В итоге она продала одну из двух своих квартир, вложилась в новостройку без какого-либо оформления ее участия. Прошло три года, квартира сдалась, дочь развелась с мужем и зарегистрировала новый брак.

Как итог: ей сказали, что «твои деньги от прошлого проекта мы вложим дальше, а тебе будем выплачивать 30 тыс. в месяц».

❗️Женщина потеряла в финале 10 млн руб., а также отношения с единственной дочерью.

Ко мне она обратилась с просьбой помочь ей взыскать деньги, которые ей очень нужны для достойной жизни на пенсии (женщине 62 года, неработающий пенсионер). Были варианты и в суде, и в переговорах. Однако я чувствовал и видел, что она этот конфликт не потянет, прежде всего, морально и эмоционально. Я честно обрисовал ей не самые оптимистичные перспективы и спокойно дал ей время с этим пожить (буквально три дня). В итоге она сама поняла, что ей эта война, судебная тяжба с дочерью, не нужна ни за какие деньги, и я ее полностью в этом поддержал. Хотя мог ее продавить, наобещать, «продать» будущую победу.

Лично моя позиция (никому не навязываю) – не работать с клиентами, а также с коллегами, если на шкале жизненных ценностей мы находимся на диаметрально противоположных сторонах, а также не браться за проект в том случае, если от сотрудничества не будет результата для клиента.

📌Вывод: настаивайте на своих ценностях, профессиональной позиции, и вы найдете своих клиентов!

P.S. И да, это все о правде! О правде перед клиентом и, что может быть еще важнее, о правде перед собой!