Сравниваем, что выгоднее и проще для бизнеса.
У бизнеса есть два самых популярных пути, чтобы продавать в интернете — торговать на маркетплейсе или использовать собственный сайт. Для покупателя различия минимальны. Он выбирает товар, кладет в корзину, оплачивает и ждет доставку. А вот для продавца это две принципиально разные модели бизнеса. В чем отличие маркетплейса от интернет-магазина, рассказываем в статье.
Бюджет и время на настройку рекламы поможет сэкономить PromoPult. В простом интерфейсе можно быстро запустить SEO, контекстную и таргетированную рекламу для интернет-магазина и получать продажи. Пополните баланс аккаунта на сумму от 3000 рублей — и специалист настроит кампанию бесплатно, а все деньги пойдут на рекламу.
Визуально маркетплейсы похожи на интернет-магазины. Отличие заключается в том, что товары продают разные продавцы. Так же как и в случае с интернет-магазинами, торговать на маркетплейсе может как новый продавец, начинающий свою деятельность с нуля, так и владелец офлайн-магазина.
Есть несколько подходов к классификации маркетплейсов.
Основное преимущество работы с маркетплейсами — большой стабильный трафик. Например, аудитория Wildberries выросла в 2023 году до 58,2 млн человек в сутки.
Еще один существенный плюс — отсутствие затрат на создание и развитие сайта. Продавцу не надо выбирать движок или шаблон, думать об индивидуальном дизайне и продвижении.
Можно выбрать удобную модель работы с маркетплейсом. Например, по модели FBO маркетплейс берет на себя обязанности по хранению товаров на складе и их отправке, а продавец должен промаркировать заказ, упаковать его и отправить на склад маркетплейса. По модели FBS маркетплейс занимается только доставкой товаров покупателям, а остальные обязанности ложатся на продавца.
Подробнее о схемах фулфилмента на Wildberries читайте здесь.
Последнее — простота доставки заказа покупателю. Не надо заключать договор с транспортной компанией и отправлять посылки самостоятельно — эти обязанности берут на себя сотрудники маркетплейса.
Недостатки сотрудничества с маркетплейсом:
Выделим основные параметры, которые существенно отличают работу селлера на маркетплейсе и в интернет-магазине.
Отличий маркетплейса от интернет-магазина множество. Но основная разница — в площадке, на которой размещается товар. Интернет-магазин — личный сайт продавца, на которой он продает свой товар. Маркетплейс — общая торговая площадка для конкурирующих продавцов.
Особенности маркетплейсов:
В продвижении карточек на Wildberries селлерам помогут бесплатные инструменты PromoPult. «Мониторинг позиций» подберет ключевые слова для карточек товаров, сгруппирует их в кластеры и будет ежедневно снимать по ним позиции в поиске WB. Биддер внутренней рекламы соберет ставки конкурентов в реальном времени и автоматически скорректирует ставки в ваших кампаниях, таким образом сэкономив бюджет и время.
На сайте интернет-магазина представлен только один продавец. Он и устанавливает порядок работы с клиентами: график работы, варианты доставки, минимальный размер заказа и т. д. В любом случае, высокая конкуренция приводит к тому, что все интернет-магазины работают на похожих условиях.
Высокая конкуренция в рамках площадки — один из ключевых недостатков маркетплейса. Маркетплейс может вместить любое количество продавцов, ограничений по количеству селлеров нет ни на одной площадке. Например, на Яндекс Маркете количество продавцов под конец 2023 года превысило 100 тысяч.
Интернет-магазин предлагает покупателям товары одного продавца. Поэтому о конкуренции внутри сайта говорить не приходится. Но магазин конкурирует в интернете с другими аналогичными сайтами, а также с предложениями маркетплейсов, которые часто попадают в колдунщики и занимают топовые позиции на выдаче.
Продавать товары по всей территории России можно как через интернет-магазин, так и через маркетплейс. Разница только в том, что маркетплейс сам берет на себя обязанности по организации логистики, тогда как интернет-магазинам нужно договариваться о поставках товара с транспортными компаниями самостоятельно.
Какие возможности появляются у продавцов при продаже через маркетплейсы:
Подробную инструкцию для селлеров, как сформировать первую поставку на Wildberries, читайте здесь.
Владельцы интернет-магазина сами определяют свою географию продаж и занимаются логистикой.
Доставлять товары интернет-магазины могут:
Продавцу на маркетплейсе проще организовать быструю доставку товара по всей России, чем интернет-магазинам. Причина — у маркетплейса есть склады по всей стране.
У интернет-магазина склад с товарами обычно находится в одном городе. Исключения — магазины с офлайн точками выдачи. Тогда складов может быть несколько, и находиться они будут там, где и офлайн магазины.
Как ускорить срок доставки на маркетплейсе:
Как результат, продавец маркетплейса при правильной организации логистики может доставить товар в отдаленный регион за 1–2 дня, тогда как интернет-магазину на это потребуется от 4 до 6 дней.
Маркетплейсы ежедневно привлекают миллионы пользователей. Для того чтобы получить такой трафик, площадки тратят огромные бюджеты на рекламу и органическое продвижение. Поэтому продавцы на маркетплейсе, занимающие топовые позиции в поиске, получают стабильно высокую посещаемость. Другой вопрос, что попасть в топ поиска в высококонкурентной нише и удерживать свои позиции очень сложно.
Интернет-магазин растет с нуля, поэтому поначалу получить трафик из органики сложно. Единственный способ привести аудиторию на сайт — запустить контекстную и таргетированную рекламу. Только через год-полтора трафик интернет-магазина начнет расти и сайт начнет получать клиентов из органического поиска.
Сравнивать валовый объем продаж маркетплейсов с объемами продаж интернет-магазинов не приходится. Например, только за первое полугодие 2023 года Wildberries продал товаров на сумму 1,221 трлн рублей.
Но на самом маркетплейсе работают продавцы с разным товарооборотом. Никаких минимальных и максимальных ограничений по объемам продаж площадки не выставляют. Поэтому на любом маркетплейсе можно найти продавцов с валовым объемом продаж в несколько тысяч рублей за месяц до крупных селлеров с миллионными оборотами.
По ширине и глубине товарного ассортимента маркетплейсы также не устанавливают никаких ограничений. Поэтому на таких торговых площадках есть продавцы, которые предлагают широкий ассортимент товаров, как в обычных офлайн магазинах одежды, обуви, игрушек, спортивных товаров и т. д.
Например, вот ассортимент одного популярного магазина женской одежды на WB:
Но также здесь есть и продавцы с ассортиментом, состоящим из 2–3 позиций.
Селлеры на маркетплейсах могут продавать товары уже раскрученных брендов или создать свой бренд и торговать под ним. В последнем случае сделать бренд узнаваемым сложнее, чем при раскрутке собственного интернет-магазина.
Количество брендов на маркетплейсе огромно. Возьмём для примера бренды на WB, название которых начинается на букву «М», — их более 29 тысяч:
Интернет-магазин работает под своим брендом. Поэтому запоминаемость его в этом случае выше, чем у селлеров на маркетплейсах. Конечно, при условии грамотного продвижения в поиске, соцсетях и других рекламных каналах.
Первоначальные затраты на открытие интернет-магазина и магазина на маркетплейса разные — запуск интернет-магазина потребует больше затрат. Ниже рассказываем, почему.
При открытии интернет-магазина с нуля у продавца будут такие затраты:
Необходимо учитывать также налоги и маркетинговые расходы.
Итого, для того чтобы открыть интернет-магазин с минимальными затратами, селлеру нужно потратить минимум 500 тысяч рублей.
Продажи на маркетплейсах позволяют продавцам избежать затрат, связанных с разработкой сайта, арендой складов и выплатой зарплат.
Рассмотрим, какие затраты возникнут у нового продавца при запуске магазина на маркетплейсе по схеме сотрудничества FBO.
Закупка товара. Этот пункт аналогичен интернет-магазину. Нужно иметь хотя бы 200–300 тысяч рублей, чтобы закупить товар.
Приемка товара. Например, почти все склады Wildberries принимают товары платно. Тарифы на отгрузку плавающие, они зависят от формата упаковки и конкретного склада. В среднем приемка упаковки объемом 5 л обходится в 15 рублей. Каждый последующий литр оплачивается отдельно по ставке 1,5 рубля.
Хранение товара на складе. На разных площадках плата за хранение товара на складе считается по-разному и действуют свои тарифы.
Комиссия маркетплейса в зависимости от площадки, модели фулфилмента и категории товара.
Также нужно учесть и другие расходы — налоги, штрафы, потери на складах маркетплейса и порча товара, участие в акциях и скидки, затраты на рекламу.
Стартовать на маркетплейсе можно с бюджетом в 200 тыс. рублей, но в статье по выбору прибыльной ниши на WB мы приводим примеры ниш, где можно начинать продавать с капиталом даже в 50–100 тыс. рублей.
Также нужно помнить, что с каждой продажи продавец платит маркетплейсу комиссию.
И маркетплейс, и интернет-магазин имеют свои преимущества. Продавцу необязательно останавливаться только на одном варианте. Существуют специальные платформы, которые позволяют создать интернет-магазин, интегрированный с маркетплейсом.
Работают эти платформы так: продавец создает интернет-магазин на выбранной платформе, наполняет его своим товаром и контентом, после чего через специальный модуль загружает свои каталоги на маркетплейс.
Преимущества интеграции интернет-магазина с маркетплейсом через специальную платформу:
К популярным сервисам интеграции относятся AdvantShop, Ecwid, InSales. Эти сервисы позволяют интегрироваться с самыми популярными маркетплейсами России — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркетом, Авито, AliExpress и другими.
В PromoPult не нужно выбирать между привлечением трафика в собственный интернет-магазин или магазин на маркетплейсе. Для владельцев сайтов здесь есть модули SEO, контекста и таргета, а для селлеров Wildberries — бесплатные инструменты для управления рекламой, мониторинга позиций и аналитики. Выбирайте приоритетный канал или совмещайте интернет-магазин с торговлей на маркетплейсах, а с привлечением клиентов справится PromoPult.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqx7umGh