В статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся онбординга новых сотрудников. Разберем задачи и этапы этого процесса, поговорим об особенностях внедрения удаленных работников. Расскажем о существующей практике и о том, что должно входить в программу адаптации.
Онбординг — это продуманная система действий, которая направлена на постепенную адаптацию сотрудников к новому рабочему месту. Компания в лице HR-менеджера, руководителя отдела, наставника помогает новичку «влиться» в коллектив, усвоить нормы корпоративной культуры и справиться с трудовыми обязанностями.
Благодаря такой организации работник почти не испытывает стресс или другие проблемы. Если процесс онбординга пройдет успешно, то сотрудник скорее всего останется в компании. А руководству, в свою очередь, не придется тратить время и ресурсы на поиск персонала.
По данным исследования HRD, 90% людей, только устроившихся на работу, решают о продолжении сотрудничества с компанией в течение первого полугодия. Согласно другой статистике, 28% новичков увольняются в первые три месяца работы. Исследователи отмечают, что в тех организациях, где качественно продумана система онбординга, коэффициент сохранения новых сотрудников на 50% выше, чем в компаниях без последовательной системы адаптации. Как удержать принятых работников и избежать «текучки» персонала?
К ключевым задачам онбординга относятся следующие:
Онбординг персонала — это длительный процесс, который состоит из нескольких этапов. Мы разберем каждый из них.
По-другому этап еще называют преонбордингом. Это первичное знакомство соискателя с компанией, которое происходит до его выхода на работу. В этот период с кандидатом устанавливают эмоциональную связь и вводят его в курс дела. Обычно используют приветственное письмо-рассылку и сувенир с мерчем от организации.
Во время преонбординга составляют план адаптации сотрудника, подготавливают его рабочее место, отправляют документы для ознакомления и заполнения. Команде сообщают о новом человеке в коллективе. В некоторых организациях новоявленного работника просят написать приветственное сообщение о себе, которое затем HR-менеджер отправляет в общий рабочий чат.
На этом этапе происходит личное знакомство сотрудника с коллегами, рабочим распорядком, трудовыми обязанностями и культурными нормами компании. Новичку стоит провести экскурсию по зданию: показать, что где находится, какой отдел за что отвечает. Необходимо помочь ему сориентироваться и показать место для кофе-брейка, комнату отдыха, помещение для курения и т. п.
Также важно в этот день разобраться в общекорпоративных темах. Как и когда начисляется зарплата, сколько длится обеденный перерыв, когда и на какое количество дней можно брать отпуск, как оформить больничный. Важно четко определить спектр задач и обязанностей новоиспеченного работника, ответив на все его вопросы.
В этот период очень важно поддерживать постоянную обратную связь с работником, а также с его наставником. Следует четко определить ключевые показатели эффективности (KPI), понятные и очевидные как для сотрудника, так и для его руководителя. В первую рабочую неделю нужно подписать трудовой договор и все сопутствующие документы, выдать работнику необходимые пароли и ключи, дать доступ к ссылкам, таблицам, рабочим материалам.
Важно внимательно и деликатно сопровождать нового сотрудника в рабочих процессах: корректировать отклонения от плана, исправлять ошибки и неточности, направлять и указывать стратегии развития. Нужно понимать, что знания и навыки у соискателя будут формироваться и накапливаться постепенно, а ошибки вполне допустимы на начальном этапе.
Как правило, к этому времени подходит к концу испытательный срок. Спустя месяц после трудоустройства нового члена команды нужно подвести первые итоги. Здесь важен продуктивный диалог. Похвалите работника за успехи, дайте конструктивную критику неудачным моментам, подскажите, что и как стоит улучшить.
Обязательно стоит получить от новичка обратную связь — что нравится и что не устраивает в процессах компании, в организации его собственной работы. Обсудите дальнейшие планы, цели и KPI, изменение зарплаты, если это условие заранее оговаривалось.
Это заключительный этап онбординга, когда проводится ревью сотрудника: оцениваются его профессиональные качества, выявляется потенциал для продвижения по карьерной лестнице, определяется его потребность в поддержке или обучении. Также здесь требуется организация командного собрания ― рефлексия проделанной совместной работы, постановка дальнейших общих целей и определение ключевых показателей эффективности. Завершить сбор можно корпоративом.
Адаптация фрилансеров и удаленных сотрудников имеет свою специфику и отличается от онбординга штатных работников. Рассказываем, в чем его особенности и представляем рабочие инструменты для реализации этого процесса.
Принципиальные отличия онбординга удаленных работников заключаются в следующем:
Назовем основные инструменты, которые потребуются для успешной адаптации удаленных стажеров.
Эти приложения пригодятся для создания приветственных и ознакомительных видеороликов, обучающих скринкастов, инструкций по работе с программным обеспечением. Например, в российском софте Экранная Камера вы сможете дополнить материал графикой, текстом, озвучкой, фоновой музыкой и титрами. Последние две опции пригодятся для придания видео эмоциональности, оригинальности.
Стоимость представленных в подборке приложений варьируется от нуля до 97 700 рублей в год.
Необходимое средство для планирования рабочего графика, систематизации и управления краткосрочными и долгосрочными задачами. Подобные планировщики позволяют новому сотруднику правильно расставлять приоритеты, отмечать время, которое он тратит на выполнение каждого задания, грамотнее организовывать рабочие процессы. В подборку вошли 6 программ, разработанных для российского бизнеса. Также можно воспользоваться онлайн-сервисами, например, Google Tasks, SingularityApp, WEEEK и другими.
Цена программного обеспечения колеблется от 170 рублей в месяц за 1 сотрудника до 42 000 рублей в месяц за компанию.
Эти приложения удобно использовать для записи не только корпоративных, но и личных дел. Во втором случае лицензия будет бесплатной. Обычно в веб-календарях фиксируют планы на день. Для компании есть тарифы с расширенным функционалом — проведение видеоконференций, общий корпоративный календарь, совместная работа и прочие. Из наиболее простых и популярных платформ можно назвать Google Calendar, Яндекс Календарь, Outlook Календарь и другие.
Ценник веб-календарей из подборки варьируется от нуля до 2599 рублей в год.
Такая программа потребуется в любом случае — для безопасного хранения паролей и ключей от рабочих материалов, аккаунтов, входа в систему. В зависимости от функционала менеджеры могут быть доступны бесплатно или платно. Некоторые из них, например Bitwarden, позволяют генерировать новые пароли. Помимо него в списке представлены KeePassXC, Kaspersky Password Manager, Padloc и прочие.
Стоимость менеджера паролей колеблется от бесплатной до 900 рублей в год.
Инструмент, который нужен любой компании для обучения и повышения квалификации сотрудников — удаленных и штатных, вновь прибывших или постоянных. Есть сервисы, предлагающие только готовые образовательные программы, а некоторые из них предлагают создавать и собственные курсы. Среди подобных платформ известны iSpring Learn, Zenclass, Teachbase, Webtutor и т.д.
Цена на использование платформ варьируется от бесплатного до 592 200 рублей в год или 1 970 000 рублей бессрочно.
Это специальные программы, которые помогают оптимизировать и автоматизировать процесс адаптации в компании новых сотрудников. Софт позволяет подбирать, обучать, оценивать персонал, продумывать стратегию карьерного развития работников, вести материалы делопроизводства, настраивать коммуникацию между членами команды и многое другое. В подборку вошли приложения Talen Rocks, HRM.Битрикс24, Поток Адаптация, VK People Hub Social и прочие.
Ценник на ПО колеблется от бесплатных пробных версий до 1 699 000 рублей в год.
Итак, мы разобрали что такое онбординг сотрудника, из каких элементов состоит этот процесс и как его грамотно организовать и провести. В конце оставим чек-лист самого главного: