В рамках исследования проблемы кадрового голода в индустрии маркетинговых услуг по инициативе Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг (РАМУ) и при поддержке Ассоциации Мерчандайзинговых Агентств (АМА) провен опрос «Портрет Мерчандайзера». Анкетирование помогло получить максимально точное представление о людях, которые работают в этой профессии, понять, с какими сложностями они сталкиваются и что мотивирует их развиваться в сфере Trade Marketing.
Отчет подготовлен аналитическим центром АКАР/АРИР/РАМУ. Всего было проанализировано 1223 анкеты. Большая часть участников исследования проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Также опрос прошли мерчендайзеры из Нижнего Новгорода, Воронежа, Волгограда и других крупных российских городов.
«Трейд-маркетинговые услуги достаточно распространены в России и являются важным звеном в товаропроводящей цепи, поэтому на этом участке задействовано большое количество персонала», — отмечает Аделина Дударева, эксперт РАМУ, исполнительный директор Active8. Она продолжает: «В последние годы ситуация на рынке труда сильно изменилась, все участники трейд-маркетингового сектора ощутили сильный дефицит кадров. По данным председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, количество вакансий в продуктовых сетях с 2022 г. повысилось почти на 60%, а увеличение числа резюме составило не более 5%. При этом всем рынок растущий, поэтому ему требуется восполнять кадровый голод, и наше исследование как раз позволяет посмотреть на полевую работу глазами исполнителя и найти опорные точки в определении стратегии найма и удержания персонала».
Мария Григорьева, исполнительный директор Ассоциации мерчандайзинговых агентств (АМА), дополняет: «Нехватка торгового персонала — данность рынка на ближайшие годы. В воздухе витает идея шеринга, но бизнес относится к ней настороженно, крупные игроки с наработанной базой не хотят быть «донорами» для коллег. Это значит, что конкуренция за кандидатов в ближайшее время не снизится и выйдет на качественно иной уровень, где портрет специалиста станет маркетинговым инструментом. Работа с соискателями как «целевой аудиторией», инсайты об интересах и ценностях этих людей открывают новые возможности для рекрутинга».
Большинство (84%) опрошенных мерчендайзеров — женщины, в среднем от 25 до 42 лет (71%). 35% респондентов имеют высшее образование, а 40% закончили колледж. Большая часть участников исследования (88%) не проходят дополнительное обучение, а 19% планируют совмещать учебные курсы с работой.
Наиболее приоритетными ценностями для респондентов являются семья, здоровье и работа. Свободное время они проводят с близкими (80%), друзьями (44%), за просмотром кино или телевизионных программ (43%).
Большая часть опрошенных (73%) исповедуют православие. У 76% есть дети: один — у 46%, двое — у 42%. Половина мерчандайзеров (51%), которые приняли участие в исследовании, не состоят в зарегистрированном браке.
Большинство респондентов (93%) довольны своей работой. Для этой профессии, по мнению опрошенных, важны такие качества, как ответственность (92%), коммуникабельность (78%), стрессоустойчивость (62%).
Треть мерчендайзеров (31%) развиваются в сфере более 10 лет, а 29% имеют стаж работы от 5 до 10 лет. От 1 года до 3 лет работают 16% опрошенных.
Большая часть участников исследования (68%) выбрали профессию мерчендайзера из-за гибкого графика. Также одной из основных причин является тот факт, что это не сидячая работа — так ответили 59% респондентов.
Должность мерчендайзера предполагает выполнение следующих задач: выкладка продукции на полки согласно планограммам (93%), заполнение отчетности (86%), оценка наличия продукции и ее качества (86%), анализ товарного запаса на полках и пополнение отсутствующих позиций (85%). Также специалисты ответственны за ротацию товаров (76%), подсчет доли полки (58%) и оформление торговых точек рекламными материалами (56%).
Основная проблема, с которой чаще всего сталкиваются участники исследования, — отсутствие товарного запаса, нехватка товара (72%). Помимо этого, в деятельности мерчендайзера встречаются такие препятствия, как несоответствие плана размещения и планограммы магазина (48%), трудности с руководством (30%), высокая нагрузка (30%).
При работе через агентство или со стороны производителя возникают сложности с системой отчетности (38%). Также среди ключевых проблем участники исследования называют задержки в выплате зарплаты (17%), штрафы (16%), отсутствие помощи со стороны агентства или производителя (13%), неграмотно составленные маршруты (12%) и отсутствие обучения, стажировки или четкого регламента (11%).
С наибольшей вероятностью опрошенные мерчендайзеры искали бы работу через знакомых. На втором месте — HeadHunter. Наименее приоритетным оказался поиск работы мерчандайзера через печатные издания.
Минимальная заработная плата, по мнению 48% респондентов, при пятидневной рабочей неделе должна быть в пределах 40–60 тысяч рублей. 41% ответили, что выплаты должны превышать 60 тысяч рублей. Большинство (94%) хотели бы получить дополнительно в своей работе увеличение зарплаты или премии.
В качестве альтернативных профессий опрошенные мерчендайзеры называют должности работника ПВЗ (21%), сортировщика распределительного центра (20%), курьера (18%), промоутера (12%).
По мнению Аделины, исследование портрета мерчандайзера представляет собой важный инструмент для рынка трейд-маркетинговых услуг, так как оно позволяет глубже понять потребности, предпочтения и поведение данной целевой группы в разных разрезах. «Результаты могут быть полезны как для непосредственных заказчиков мерчендайзинга, так и рекламных агентств, оказывающих эту услугу. Это первое такое масштабное исследование в России, которое позволяет рынку понять, кто же такой мерчандайзер и с какими сложностями он сталкивается от первого лица», — делает вывод эксперт.
Полканова Ольга, председатель комитета Trade marketing РАМУ, директор и совладелец Action: «На рынке труда сейчас наблюдается огромная конкуренция за кадры, в любых отраслях. Мы в РАМУ решили объединить усилия и с помощью исследования создать портрет данной целевой аудитории, чтобы понять их потребности. Безусловно, это хороший продукт в помощь нашим HR- департаментам. Кроме того, мы считаем это первым шагом в возможности создания материалов для популяризации профессии и развенчания мифов, повышении статуса специалистов».