Какие восемь сценариев не стыдно отдать роботам в логистике

2024-08-26 09:53:57 Время чтения 12 мин 274

Логистические компании сталкиваются с вызовами, связанными с эффективностью и точностью выполнения операций: задержками поставок, срывами сроков доставки, пересортом и недостачей товаров. Объёмы грузоперевозок увеличиваются, усложняются логистические цепочки, растёт конкуренция и требовательность клиентов — всё это создаёт серьёзные вызовы традиционным методам. Ручные процессы приводят к задержкам и ошибкам из-за человеческого фактора. А это увеличивает затраты и негативно сказывается на конкурентоспособности бизнеса.

Решение проблемы — автоматизация логистических процессов. В 2024 году основные тренды включают использование AI, IoT и больших данных. Эти технологии улучшают видимость, точность прогнозов и оптимизацию маршрутов, что помогает быстрее адаптироваться к изменениям рынка и снижать затраты.

В этом материале расскажем, какие процессы в логистике можно доверить роботам, приведём примеры успешных кейсов.

Основные типы процессов в логистике для автоматизации

Роботы — основа логистической системы любой компании и требуют постоянной оптимизации. От того, насколько грамотно компания регулирует эти процессы, зависит её эффективность и конкурентоспособность на рынке.

Управление запасами

Планирование и контроль запасов на складах обеспечивают необходимое количество товаров в нужное время и в нужном месте.

Внедрение роботов помогает оптимизировать уровень запасов, снизить издержки и предотвратить дефицит, пересорт и излишки товаров.

Пример

Компания Walmart использует роботов для автоматической инвентаризации товаров на полках. Эти помощники, оснащённые камерами и сенсорами, сканируют полки и отправляют данные в систему управления запасами, обновляя информацию в реальном времени.

В результате интеграции увеличивается производительность труда — роботы на 50% продуктивнее людей и могут сканировать полки точнее и в три раза быстрее. Сотрудники магазинов успевают сканировать полки только два раза в неделю.

Управление заказами

Роботы принимают и обрабатывают заказы от момента их получения до завершения доставки: выставляют счета, выполняют и отслеживают заказы, обеспечивают точность и своевременность поставок. Автоматизация этого этапа снимает нагрузку с живых операторов, позволяя им сосредоточиться на более сложных и творческих задачах.

Пример

Транспортная компания несла высокие расходы на телефонию и голосового робота, аналитические отчёты сервиса оставались размытыми, SLA при технических проблемах не выдерживался, и настроить сервис под себя можно было только с ограничениями.

Для решения проблемы транспортная компания подключила роботов МТС Exolve и интегрировала в свои информационные системы. Робот самостоятельно вёл общение, распознавая и синтезируя речь, а после звонков предоставлял подробную статистику по каждому разговору с точными расшифровками диалогов. Решение полностью автоматизировало работу с входящей и исходящей линией звонков.

В результате интеграции голосового робота компания оптимизировала отчётность, наладила входящий и исходящий трафик звонков и привлекла новых клиентов:

  1. На 6,5% выросла выручка компании грузоперевозчика.
  2. На 71% снизилась себестоимость обработки звонка.
  3. На 23% увеличился трафик на сайт компании.

Транспортировка

Этап состоит из организации и управления перевозками товаров от поставщиков к клиентам или между различными звеньями логистической цепи.

Здесь роботы подбирают транспортные средства, ищут оптимальные маршруты, координируют перевозки, минимизируя затраты на них.

Пример

Компания DHL Supply Chain использует роботов для разгрузки грузовиков. Помощники представляют собой роботизированную руку, присоску и мобильную базу и могут разгружать до 500 коробок в час, работая на одном заряде батареи. Роботы управляются комбинацией датчиков, камер, элементов управления и ИИ, адаптируясь к коробкам разных форм и размеров. Они способны поднимать упавшие коробки и реагировать на изменения ситуации, работают без перерывов и не нуждаются в помощи человека.

После внедрения роботов на складе эффективность работы увеличилась на 40%.

Складская логистика

Включает приём, хранение, комплектацию и отгрузку товаров на складах.

На этом этапе роботы оптимизируют пространство склада, ускоряют обработку товаров, минимизируют потери и ошибки при складских операциях.

Пример

Ещё в 2012 году Amazon приобрела компанию Kiva для своих логистических операций и переименовала её в Amazon Robotics. Оранжевые роботы Kiva весят 150 кг, поднимают грузы до 140 кг и работают восемь часов автономно. Они передвигаются, считывая QR-коды, и подносят стеллажи с товарами к операторам, оптимизируя их работу.

Результаты интеграции:

  1. Внедрение роботов сократило время комплектации заказов вдвое, уменьшило время поиска товара с 90 до 15 минут — клиенты стали получать товары быстрее. А также позволило оптимизировать складское пространство: площадь складов уменьшилась из-за устранения пустых проходов и зон.

Обратная логистика

Это управление возвратом товаров от клиентов обратно на склад или к производителю.

Роботы обрабатывают возвраты, перерабатывают и утилизируют товары, управляют гарантийными и ремонтными операциями.

Пример

В начале 2024 года компания Ottonomy показала робота-курьера Yeti. Это полностью автономный помощник для доставки и возврата товаров. Он самостоятельно добирается до клиента и оставляет посылку в специальной капсуле хранения, пока человек не заберёт товар. А ещё робота можно вызвать и вернуть через него товар продавцу.

Информационная логистика

На этом этапе происходит обмен данными между различными звеньями логистической цепи.

Здесь роботы и системы с ИИ поддерживают информационные системы, обеспечивают точность и доступность информации, автоматизируют процессы её обмена.

Post Flight

Пример

Компания DHL внедрила систему информационной логистики с использованием искусственного интеллекта и роботов для автоматической обработки данных о грузах под названием Post Flight. Робот отслеживает всю информацию о перемещении грузов по воздуху, затем создаёт отчёт и указывает в нём возможные риски и проблемы. Тем самым освобождает время сотрудников для более важных задач.

В результате эффективность работы выросла на 50%, а команда диспетчеров сократилась с 30 до 15 человек. В пилотном проекте Post Flight RPA позволила увеличить эффективность на 50%, заменив работу 500 сотрудников, которые переключились на более творческие задачи. В результате использовалось более 160 роботов, и инвестиции окупились за месяц.

Управление цепочкой поставок

На этом шаге происходит координация всех участников — от поставщиков до конечных потребителей.

Роботы оптимизируют и ускоряют связи между звеньями цепи поставок, что снижает общие затраты и улучшает качество обслуживания клиентов.

Avaya

Пример

Avaya, глобальная компания в сфере бизнес-коммуникаций, столкнулась с проблемами в логистике из-за большого количества поставок: неудобными цепочками оплат, избыточными запасами и потерей времени на рутинные процессы. После покупки Nortel Enterprise Solutions в 2009 году у компании оказалось множество несвязанных ИТ-решений без возможности объединения логистических цепочек.

Для решения проблемы компания внедрила облачную платформу для автоматизации процессов, таких как анализ продаж, закупок, планирование запасов и логистики. Это позволило стандартизировать процессы, изменить корпоративную культуру и инвестировать освободившиеся средства в талантливых специалистов.

В результате за период с 2010 по 2014 год Avaya улучшила оборачиваемость запасов на более чем 200%, сократила излишки на 94% и вдвое уменьшила общие затраты на логистику.

Управление транспортными средствами и грузами

Включает оптимизацию применения транспортных средств и контроль за загрузкой: управление автопарками, отслеживание грузов в реальном времени, координацию маршрутов.

Пример

Водители ресурсодобывающей компании постоянно попадали в пробки в районе Капотни г. Москвы и сбивались с пути в поисках объезда. Местные жители стали жаловаться на выхлопные газы, пыль и шум от грузовиков. Машины не вовремя привозили товары, срывались сроки доставки. Водители уставали в пробках, снижалась производительность труда.

Для решения ситуации водителей подключили к голосовому роботу от МТС Exolve. Теперь, когда водитель отклоняется от оптимального пути, голосовой бот звонит и проговаривает правильный маршрут. И наоборот: если нужно избежать затора, система прокладывает кратчайший путь объезда. Водителю не нужно отвлекаться на поиск и построение оптимальных маршрутов — он просто следует инструкциям робота.

Результаты интеграции:

  1. У диспетчеров компании на 11% увеличилось время для важных задач.
  2. Срывы сроков поставки продукции уменьшились на 26%.
  3. Ежемесячное время простоев водителей в пробках уменьшилось на 11 часов.

Выводы

В 2024 году логистическая отрасль продолжает активно развиваться благодаря применению робототехники и внедрению технологий с искусственным интеллектом, что помогает усовершенствовать управление цепочками поставок, повышает эффективность работы, снижает затраты и улучшает качество обслуживания клиентов.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны продолжать интегрировать новые технологии с существующими проверенными решениями и инфраструктурой. Внедрение ИИ, Big Data, IoT и многоканальных решений будет способствовать созданию технологического стека следующего поколения.

Мировые события последних лет нарушили цепочки поставок, создали неопределённость и сбои в логистике. Но это открыло новые возможности. Компании, идущие в ногу со временем, окажутся более устойчивыми к потрясениям и лучше подготовленными к вызовам будущего.