Почти каждый крупный бренд хотя бы однажды занимался подбором и обучением промоутеров для своих кампаний. И почти каждый бренд в какой-то момент понимал, что не обладает всеми необходимыми ресурсами для найма и управления целой командой «полевых» сотрудников. Опыт нашего агентства показывает, что работа с промоутерами требует особого подхода и знаний. Сегодня с коллегами из маркетинговой компании «РУССМАРКЕТ» делимся наработками из многолетней практики.
Прежде чем говорить о качествах персонала и мотивации, важно уточнить, что любой коллектив промоутеров не может функционировать без опытной support команды. Нередко бренды просто не могут себе позволить содержать такую команду, поэтому обращаются в агентства. Это бухгалтеры, юристы, hr-менеджеры, люди, которые обучают промоутеров, поддерживают и курируют работу в «полях». Без всех этих сотрудников просто невозможно сопровождать работу большого коллектива, который может состоять из нескольких сотен человек. И представьте себе, у них тоже могут быть прогулы, опоздания, больничные, спорные ситуации в отношениях с работодателем.
Хороший продавец. Для нас таким сотрудником является не только тот, кто отлично выучил скрипты и в состоянии отработать по ним различные сценарии общения с клиентом. Это, в первую очередь, человек, заинтересованный в результате — в продаже.
Знание продукта. Для того, чтобы продать клиенту продукт, необходимо хорошо в нем разбираться. Знание скриптов — это хорошо, но мы учитываем, что покупатель приходит в онлайн-магазин зачастую хорошо подготовленным. Он посмотрел разные ресурсы, прочитал про бренды, а сейчас стоит в магазине перед нашим стендом и слушает нашего промоутера. Поэтому в общении с клиентом важно показать определенный уровень экспертизы, знаний, иногда не только своего бренда, но и конкурентов.
Уровень доверия. Одна из самых сложных для оценки характеристик. И все же, для опытной команды, которая умеет отбирать людей под проект, это достаточно понятный критерий. Сотрудник должен вызывать чувство комфорта в общении, желание задать уточняющий вопрос, располагать к разговору. Без этого качества остальные просто не будут работать.
Лояльность к бренду и потребителю. Если лояльность к бренду можно стимулировать своевременными хорошими выплатами за работу, то отношение к потребителю — это такая базовая настройка, без которой невозможно добиться выполнения плана продаж. Хороший промоутер — лояльный промоутер.
Мобильность и стрессоустойчивость. Наши проекты часто реализуются на различных площадках. За весь период работы с брендом мы можем перемещать промоутеров, например, в разные районы города. Поэтому нам важна готовность к тому, чтобы быстро освоиться на новом месте, работать в непростых условиях.
Договороспособность. Это качество важно, в первую очередь, для нашей support команды. Если человек проявляет конфликтность, вспыльчивость, не способен пойти на компромисс, не принимает условия проекта и нашей команды, скорее всего мы не сработаемся. При этом у нас бывают проекты, которые длятся по несколько месяцев, и за этот период могут произойти разные форс-мажорные ситуации. Поэтому мы подбираем людей, которые пройдут вместе с нами всю эту дистанцию.
Когда команда промоутеров набрана, есть планы продаж, пройдено обучение, знакомство с брендом и продуктами, к работе подключается филд-форс менеджер. Именно этот человек будет руководить «полевыми» силами, выстраивать коммуникацию с брендом, контролировать выполнение плана и проводить аналитику. Обычно мы смотрим и оцениваем основные показатели, из которых складывается аналитика:
Филд-форс менеджер получает все данные, в случае неудовлетворительных показателей, разбирает каждый кейс. Нередко причиной низких результатов становится недостаточная мотивация сотрудников, тогда принимаются самые разные решения, в том числе и об увеличении денежной мотивации. Менеджер проводит аналитику, дает прогноз окупаемости такого рода инвестиций для бренда.
Здесь не будет привычного разговора про метод «кнута и пряника», вместо этого мы хотели бы поделиться выжимками из нашего опыта по работе с мотивацией. Итак, у нас на руках есть данные текущих продаж. Допустим, цифры ниже тех, что в плане, после проведенного анализа, мы понимаем, что дело в низкой мотивации. В каждой отдельной ситуации мы принимаем разные решения: