Великая планшетная революция . Лишат ли планшетники компьютеров куска хлеба?

2010-10-26 11:00:57 3132

Представьте: два iPad и, допустим, Samsung Galaxy Tab, отнимают у несчастного нетбука баночку с тянучками... Мрак!

Картинку, по этическим соображениям, мы не показываем.

Причины?

Революции не случаются на ровном месте, из-за чьих-то обид или амбиций. Для них, как для пожара, нужны предпосылки и повод. Или, хотя бы, продуманный и просчитанный заговор, тайно, шаг за шагом, создающий предпосылки, всё то, что в один прекрасный день должно полыхнуть, разгореться, "сдвинуть парадигмы"...

По большому счету, причин для планшетной революции нет. Компьютеры, хоть они и избыточно сложны для подавляющего большинства своих потребителей, вполне всех устраивают. Они успешно справляются со своей работой.

Электронная почта, чаты, интернет, игры - сегодня уже невозможно представить себе, что всего каких-то 15-20 лет обычный обитатель планеты Земля мог без всего этого обходиться. Подсел. Уже не может.

Еще совсем недавно, многие из нас даже застали эти времена, фотографии хранились в альбомах, видео-кассеты (тогда не было DVD-дисков) и музыкальные CD-диски на полках, фотографии проявлялись в ядовитых растворах, в красном полумраке, и сушились на бельевых веревках. И когда сквозь белую поверхность фотобумаги в тазике с проявителем начинали проступать черты запечатленного мгновения, ощущение было незабываемое. Что это, если не чудо?

На смену этой романтике пришел компьютер. Жить стало намного проще. Многое из того, что сегодняшние программы для работы с "сырой графикой" вытворяют за долю секунды, у профессионального фотографа прошлых лет заняло бы полжизни.

И тем не менее, компьютер, каким мы его знаем и представляем себе сегодня, уже обречен стать таким же прошлым, как верховые всадники и кареты на улицах городов, красная полумгла и тазики с растворителем и закрепителем, мокрые фотографии на бельевых веревках. Он всех устраивает, но теперь есть лучшее решение - тонкие, легкие, изящные и не обременяющие своего хозяина лишними заботами "планшетники".

Планшетники проще и понятнее. Они все еще очень и очень молодые, и их еще можно приручить, и приучить именно к тому поведению, которое лучше всего подходит "обычному" пользователю. Компьютеры родом из лабораторий и офисов, из мира обязанностей и профессионалов, и как бы не старались их производители, зов природы, дождавшись наиболее подходящего момента, прорывается сквозь рюшечки и прибамбасики.

Сегодня персональные компьютеры стоят чуть ли не на каждом рабочем столе, это их триумф, и... ошибка эволюции. Их мощь и универсальность никому не нужна. Они как лифт с панелью управления в кабинке, с которой можно настраивать скорость подъема и спуска, интенсивность торможения и разгона, разрешать или запрещать остановку лифта на разных этажах...

Это не бытовой прибор. Подавляющее большинство персональных компьютеров, стоящих в жилых комнатах и в спальнях, используются как домашний почтовый офис, точка для выхода в интернет и общения в социальных сетях.

Относительно небольшое число пользователей, не более чем один из каждых пяти, изредка, использует компьютер для ввода небольших текстов. Еще меньшее их число что-то считает в Экселе (или Numbers), раз в жизни готовит презентацию в ПауэрПойнт (или Keynote) - и это все, на что расходуется термоядерная мощь процессора (а в наши дни, как правило, процессоров), выполняющего миллиарды операций в секунду...

Мы не забыли игры... Игры - это особый случай, это экстремальные нагрузки на графический процессор, они ненасытны по части мощности и эффективности. И даже помня о том, что игры сжирают миллиарды человеко-лет каждый день, им большое человеческое спасибо за невероятный прогресс в области графики...

Но все это, казалось бы, не имело никакого значения.

О жабах, которые душат

До поры до времени все это не имело никакого знаяения. Покупатели платили за весь этот перебор без сомнений и вопросов. Они даже настаивали на "помощнее" и "покруче". В компьютерной отрасли, за год, оборачивались десятки миллиардов, сотни тысяч людей обильно кормились в этом круговороте, сотни миллионов компьютеров и миллиарды всевозможных периферийных устройств (принтеры, сканеры, внешние диски, мониторы, веб-камеры, и т.п.) ежегодно поглощались рынком, готовым проглотить любые (как казалось) их количества.

Но во второй половине нулевых в отрасли стали проявляться нехорошие признаки. То, за что еще вчера, легко и без лишних вопросов, выкладывались любые суммы, вдруг стало застревать на складах, оказавшись вдруг не по карману покупателям. Кризис. Как однажды сказал Джобс, "кризис хорошее время что-нибудь изменить". Переосмыслить себя и мир, и отказав себе в каких-нибудь бесполезных тратах, с удивлением понять, что хуже от этого не становится...

Производители персональных компьютеров пошли навстречу, и клиентам было предложено "антикризисное меню". (Еще бы они не пошли!)

2007 год стал годом нетбуков. За исключением экстремальных игр, требующих исключительной графической производительности, нетбуки, более или менее, устраивали среднего потребителя, а по цене они были ощутимо доступнее, чем полноценные ноутбуки.

И будто бы именно это привело к начинающейся планшетной революции... Но есть одно маленькое "но"...

В самом начале того же 2007 года, Apple объявила iPhone. Смартфон с мультитач-интерфейсом, революция в мобильной телефонии... Этот ход требовал долгой и тщательной подготовки. Это не нетбук, рецепт которого прост и незатейлив: все, что делало ноутбук дорогим (и тяжелым), выбрасывается, заменяется на менее качественные и мощные ингредиенты, и...

На создание iPhone ушли годы. Он - ключевая часть очень важной миссии. То есть, все началось задолго до того, как "средний покупатель" начал задумываться о том, что дорогой и мощный компьютер ему, вроде бы, не так уж и нужен...

Все началось намного раньше.

Миссия

6 марта 2008 года Apple представила iPhone SDK, App Store, и впервые заявила о своих планах в области Enterprise. В конце презентации венчурный капиталист Джон Дэр (John Doerr), один из руководителей Kleiner Perkins Caufield & Byers, объявил о создании iFund , фонда для финансирования самых интересных и перспективных проектов для iPhone.

Джон Дэр произнес очень загадочную фразу: "iPhone больше, чем компьютер".

Поэтическая метафора? Но финансовые воротилы отвечают за свои слова, и не любят преувеличения, усиливающие драматический эффект. Реклама кричит, а деньги говорят шепотом. Вслушайтесь в их шелест...

Сегодня, когда беспрецедентный по масштабам замысел Apple начинает, пока еще смутной огромной тенью, проступать во всей его грандиозности, смысл этой фразы становится понятен.

А замышляет Apple технологическую революцию. И это очень серьезно, и похоже, эта революция уже не только началась, она уже необратима. Смысл революции, в двух пунктах: принципиально новая парадигма пользовательского интерфейса и трансформация самих компьютеров. Компьютер завтрашнего дня - это мультитач-планшетник.

И еще один "пунктик": у Apple в новом, "пост-писишном", мире появляются мощные конкурентные преимущества. Компания всерьез взялась за мультитач раньше всех, и занималась этой областью с тем же драйвом и фанатизмом, с каким создаются все ее шедевры. Мы видим только верхушку этого огромного айсберга (даже она впечатляет), но только кучке гениальных трудоголиков известно, что скрывается в его подводной части... Параллельно с этим, компания нарабатывает уникальный опыт миниатюризации и снижения себестоимости своих изделий, раскрывает тысячи маленьких тайн, в которых, как утверждают знающие люди, таится "главное".

Это очень серьезная заявка на лидерство в послереволюционном мире, и шансы на ее успех очень высоки.

Однажды у Apple уже были и предпосылки, и реальные возможности стать лидером "писишного" мира. В начале 80-х шансы на это и у IBM, и Apple, были очень высоки и примерно равны, но ни IBM, ни Apple, в итоге, так и не реализовали свой шанс.

Парадигмы (лирическое отступление)

Термины были придуманы для того, чтобы как можно точнее и короче выражать мысли. Для того, чтобы специалисты лучше и быстрее понимали друг друга. Но в нашем мире, кроме специалистов в какой угодно области, есть и неспециалисты, желающие производить на окружающих впечатление, и не стесняющихся часто употреблять малознакомые термины...

Парадигма, с древнегреческого, переводится как "модель, образец".

Научное определение: "система взглядов, идей и понятий"

Джеф Раскин, один из основоположников теории графических пользовательских интерфейсов, утверждал, что в этих самых интерфейсах одно слово стоит иногда сотен красивых картинок. Народная мудрость, напротив, убеждает нас в том, что все строго наоборот. Это "конфликт парадигм". Для того, чтобы все стало еще яснее, рассмотрим еще один пример конфликта этих самых парадигм:

Заяц или утка? © Public domain, из монографии Томаса Куна, 1962.

Устоявшиеся парадигмы, под тяжестью новых открытий, теорий и изобретений, рано или поздно, становятся неудовлетворительными, и тогда начинается их "сдвиг".

Осторожно, изделия Apple вызывают привыкание!

О том, что изделия Apple не такие, как все, слышали многие. Бывали и исключения, редкие - но обычно в них было что-то такое, что доставляло удовольствие на грани с восторгом всем, кто имел с ними дело. Удовольствие превращалось в странную, и не совсем нормальную на первый взгляд, симпатию к "бездушному предмету".

Долгое время этот феномен воспринимался как курьёз, не стоящий внимания, как повод для анекдотов: пока другие "ковали железо, пока горячо", не задумываясь о каких-то высших смыслах и о том, как со всем этим будут работать, яблочники долго и упорно искали что-то неуловимое, пробовали десятки вариантов, тратили на это сумасшествие время и деньги...

И не только тратили: теряли.

Вложив в свои творения душу, они не боялись назначать умопомрачительные цены, никоим образом не оправданные, по мнению аналитиков и экспертов, ни набором функционала, ни стоимостью компонентов. Иногда они стояли на краю гибели, им советовали перестать заниматься ерундой, все - и друзья, и враги, и сторонние наблюдатели, но они только пожимали плечами, и с еще большим упорством и самозабвением продолжали искать "философский камень", способный превратить в золото любой презренный предмет.

Например, MP3-плеер.

Смартфон, настольный компьютер, ноутбук, цифровой персональный ассистент (PDA), планшетник, фотоальбом, комплект iLife...

Идея управления элементами на экране прикосновениями к ним и командами на языке "жестов" - лучшее из того, что можно было придумать.

Сенсорные интерфейсы придумала не Apple. Многопальцевые сенсоры и даже язык жестов для работы с этими сенсорами - тоже. Многие из идей, реализованных Apple в мультитач-интерфейсе iPhone и iPad, впервые, в сыром и необработанном виде, возникли за пределами компании.

Apple всего лишь довела конгломерат из различных идей до ума, превратила его в нечто цельное и, внешне, запредельно простое и понятное. И "посадила" все это на уникальные технические устройства. В результате - драйв, восхищение, любовь, и - продажи. Огромные. Невероятные. Они были правы. Их феномен не был курьёзом, это мощная сила, которую, всего лишь, надо было сделать еще более мощной. Развить.

Это очень серьезный козырь Apple в "постписишном мире"...

Целая отрасль (смартфоны) уже стала "отвлекающей" жертвой гигантского заговора, и оглянитесь вокруг: насколько смартфоны с Android OS, Bada OS, web OS интереснее и лучше, чем все, что было до 2007 года? Как минимум, даже если Apple не удастся завоевать и покорить постписишный мир, в каждом из победителей будет такая концентрация "яблочности" (а без нее уже никак, мир изменился), что это будут почти яблочные изделия.

Как это будет

По целому ряду признаков, великая планшетная революция уже началась.

Но не спешите выбрасывать свой компьютер. Мельницы богов мелят медленно. Активная стадия предыдущей интерфейсной революции длилась 12 лет, но даже сегодня, на пороге новых перемен и трансформаций, командная строка живет и процветает - в тех областях человеческой деятельности, где она удобна и уместна.

Уже сегодня люди с "обычными" компьютерными запросами пытаются и не могут понять, что же все-таки не может iPad из того, что может компьютер. Обычных людей подавляющее большинство, но вообще, iPad все еще не умеет делать очень многое из того, что запросто может компьютер, особенно если этот компьютер Мак.

iPad неспособен заменить компьютер в решении сложных профессиональных задач, таких как профессиональный видеомонтаж, звукозапись, разработка программного обеспечения, генетические и другие научные исследования, системы автоматизированного проектирования, издательские системы. Банки, базы данных, серверы...

Крэш-тесты, с помощью которых проверяется безпасность транспортных средств (не только автомобилей, но и самолетов, тепловозов, скоростных катеров и т.п.), очень дороги - но они не более чем финальная стадия испытаний. Даже, скорее, не испытаний - а экзамена. На каждый "физический" крэш-тест приходятся тысячи "виртуальных", проигрываемых на очень мощных компьютерах.

Тренажеры, самого разного назначения (профессиональные) тоже строятся на базе компьютеров, и iPad они не по силам.

Рынок "с потребностями", по разным оценкам - это от 10 до 25% компьютерного парка. Кроме того, сколь бы не был iPad хорош, не всем он придется по душе.

Не спешите выбрасывать компьютер. Переход займет время. Это годы. И даже когда активная стадия революции подойдет к концу, в самых разных областях человеческой деятельности компьютеры "нынешнего образца" еще долго будут востребованы.

Хотя...

Эта глава основана на сравнении сегодняшей, самой первой, модели iPad, сразу со всем необъятным миром персональных компьютеров и рабочих станций. Многое из того, что не умеет делать первенец нового мира, научатся его потомки.

Мир развивается.

Телеграф vs Телефон (лирическое отступление)

В начале 80-х, когда Macintosh был еще совершенно секретным проектом (из-за чего о нем знали практически все журналисты, и те из их читателей, которые в те времена еще умели читать), над которым регулярно нависала угроза закрытия. Как это часто бывает, проект не укладывался в срок, расходы на него уже на порядок превзошли запланированные...

Отстаивая проект перед советом директоров, руководитель проекта Стив Джобс рассказал им историю, которую я привожу в вольном пересказе.

Изобретение телеграфа изменило мир сильнее, чем что либо до него. Впервые за все прожитые человечеством времена, информацию можно было передавать, теоретически, в любую точку планеты, и почти мгновенно.

Естественно, если в эту точку был проведен телеграфный кабель, и на его конце находилось приемо-передающее устройство. Но возможности новой технологии давали ее пользователям такие конкурентные преимущества, что чуть ли не по мановению ока мир опутала густая сеть и кабелей, и у каждого уважающего себя предпринимателя, правительственного чиновника, просто передового человека - у всех уже были свои собственные терминалы.

Те, кто побогаче, могли нанять телеграфиста, или заставить кого-нибудь освоить непростое искусство телеграфного приема и передачи. Людям победнее ничего другого не оставалось, как самим осваивать это искусство.

Продажи телеграфных аппаратов и прокладка телеграфных кабелей превратились в настоящий технологический Клондайк. Кабели соединили старый и новый свет, и были эти кабели проложены неумело и ненадежно (опыта еще не было никакого), и кабель вскоре прекратил передавать сигналы, это была трагедия для обеих сторон Атлантики - а ведь еще совсем недавно ни телеграфа, ни этого кабеля - не было...

И ведь жили как-то.

Неудивительно, что телеграф стал одним из самых перспективных и быстро растущих проектов своего времени, в который охотно инвестировали, и никто ни из инвесторов, ни из уважаемых биржевых экспертов, не мог себе представить, что все это рухнет в один день.

На рынке появился телефон. Страшно несовершенный, но им мог пользоваться любой человек, немедленно. Достаточно было использовать умение, которое у любого человека (если он не глухонемой) заведомо и заранее есть.

Стив утверждал, что компьютер с графическим пользовательским интерфейсом и "мышиной зависимостью" - это такой же сдвиг парадигм, каким стал телефон...

Байку о телеграфе и телефоне Стив рассказал совету директоров во второй половине 1983 года, когда выход на рынок первого Мака был только-только отложен, из-за неготовности и тысячи проблем, а продажи Лизы измерялись сотнями экземпляров (вместо сотен тысяч, на которые расчитывала компания).

А может, он никогда этого и не рассказывал...

авторы статьи: Дубинин Виталий, managing founder; Свиргстин Олег, R&D director