Консультанты компании Odgers Berndtson, специализирующейся в области поиска, оценки и развития руководителей высшего звена, создатели «Рейтинга молодых медиаменеджеров», специально для Sostav.ru отобрали 10 самых знаковых и интересных назначений на высшие управленческие позиции в медиаиндустрии по итогам 2014 года. По мнению экспертов, эти назначения имеют влияние не только на бизнес компаний, в которых они произошли, но и на отрасль в целом. Работа этих лидеров уже во многом определяет тенденции, которые будут заметны в наступающем 2015 году.
«За 2014 год отрасль сильно «потрясло». Информация об отставках и назначениях приходила чуть ли не каждую неделю. Но расслабиться явно не получится. В 2015 году нас точно ждет новая экономическая реальность, мы будем наблюдать за новыми громкими назначениями, сокращением целых сегментов, за запуском интересных и необычных проектов, которые традиционно появляются во времена, когда многим профессионалам просто нечего терять, - комментирует Роман Тышковский, управляющий партнер и руководитель практики TIMES (Technology, Information, Media, Entertainment, Sport) Odgers Berndtson. - В будущем году будет формироваться «почва, способная заколоситься» в 2016 и 2017 годах. Сейчас очень сложно делать какие-либо реалистичные прогнозы, но мы рады, что на наших глазах развивается поколение молодых и успешных медиаменеджеров, ведь многим управленцам, о которых мы захотели поговорить, подводя итоги года, не более 35 - 40 лет, самому младшему - 21 год, а это значит, что индустрия жива и будет жить дальше».
Гавриил Гордеев, директор по маркетингу ТНТ
Переход Гавриила Гордеева на руководящую роль в маркетинговой функции с роли одного из лиц канала - нестандартный для индустрии, его можно назвать своеобразным «разрывом шаблона». Несмотря на то, что такие примеры на рынке есть, каждый подобный переход крайне интересен. Довольно редко люди, профессионально выступающие на сцене в юмористическом жанре, переходят на управленческие позиции в рамках корпорации.
ТНТ действует в своем стиле, не боится экспериментировать, делает ставку на внутреннего человека, проверяет его и готовит к новой роли. До этого назначения Гордеев получил возможность проявить себя и набраться опыта в департаменте эфирного промоушна. В структуре канала маркетинг является одной из основных функций. ТНТ - сильный бренд, который не обманывает своего зрителя. Его основной вектор – создание «нового», канал стремиться удивлять, и привлечение людей из Comedy Club, как главного генератора современного юмора, – вполне понятный и очень интересный шаг. Эксперты Odgers Berndtson думают, что это яркое решение, которое обязательно должно сработать.
Борис Добродеев, генеральный директор «ВКонтакте»
Позиция руководителя крупнейшей социальной сети в России и Восточной Европе после ухода пассионарного, яркого и одиозного основателя компании Павла Дурова - это “практически расстрельная позиция”. И эту очень сложную роль, весной взял на себя Борис Добродеев. Многие прогнозировали, что он не справится, что команда разбежится и произойдет отток пользователей. Однако Добродееву удалось обеспечить развитие компании, успешную интеграцию в корпоративную структуру Mail.Ru Group, рост монетизации, сохранение влияния на рекламную и медиаиндустрию. Он смог доказать свою ценность как лидера: эффективно управлять командой и привлечь сильных разработчиков после того, как часть профессионалов ушли вслед за Павлом Дуровым. О реальном успехе в роли генерального директора можно будет говорить еще года через два, но для первого года это хороший результат.
Борис Добродеев до прихода в «ВКонтакте» сделал успешную карьеру в области инвестиций и управления интернет-активами в компании USM Advisors, оказывающей консультационные услуги USM Holdings (объединяет активы Алишера Усманова).
Иллюстрация РИА Новости
Александр Мамут, генеральный директор Rambler&Co
Разочаровавшись во внешних СЕО, Александр Мамут сам возглавил один из своих активов - Rambler&Co. Концепция «кто, если не я» совершенно нетипична для крупных собственников в российской медиаотрасли. Мамуту предрекали быструю потерю интереса к операционному управлению бизнесом. Однако один из наиболее “интеллигентных олигархов” смог проявить себя в роли глубоко вовлеченного в операционный менеджмент лидера, верящего в успех компании.
Rambler&Co сейчас является одной из самых привлекательных компаний в интернет-отрасли. Александр Леонидович сформировал сильную команду и смог вдохнуть в бизнес компании новую жизнь. Rambler&Co создает новые продукты и развивает новые направления бизнеса, активно нанимает новых сотрудников и, главное, нравится людям. Однако не стоит забывать, что бывшие генеральные директора Петр Захаров и Николай Молибог (каждый по-своему) успели существенно повлиять на компанию и подготовить хорошую почву для дальнейшего развития.
Елизавета Осетинская, шеф-редактор проектов РБК
Практически за год Елизавета Осетинская, возглавившая объединенную редакцию РБК в январе 2014 года, смогла вместе с вновь созданной командой перестроить одну из ведущих медиа-империй России. Из СМИ, с подорванной бизнес-репутацией, Елизавета сделала качественное медиа, с которого сегодня многие начинают свой рабочий день и на которое полагаются. Основное, что удалось сделать Осетинской - вдохнуть новый смысл в работу команды, внедрить внутренние профессиональные стандарты и построить единую редакцию. Конечно, ситуация в бизнесе далека от радужной с точки зрения финансовых показателей, но то качество контента, которого удалось добиться за год, - отличный результат.
Елизавета Осетинская настоящий лидер, «человек-кремень». Это человек слова и управленец с очень четкими принципами, на основе которых создавалась и развивается объединенная редакция РБК.
Ольга Паскина, старший вице-президент по Северо-Восточной Европе и гендиректор российского подразделения Discovery Networks
Переход Ольги Паскиной в Discovery Networks в период, когда сегмент неэфирного телевидения в России переживает не лучшие времена, а меняющееся законодательство, скорее, мешает, чем благоприятствует его развитию – это очень хороший знак. У такого сильного менеджера, как Ольга наверняка было много карьерных возможностей и предложений. Она не пошла бы в этот сегмент без серьезных гарантий и плана действий. А это значит, что Ольга в него по-настоящему верит и у неэфирного телевидения есть будущее.
Ольга Паскина получила ответственность не только за Россию, но и за всю Северо-Восточную Европу. Это вторая яркая особенность назначения, поскольку российским менеджерам крайне редко доверяют управлять таким обширным регионом в международной компании. Это важное признание заслуг Паскиной, которая является очень сильным управленцем и отличным стратегом, обладает хорошим опытом и получила признание на рынке, как среди управленцев, так и среди чиновников, имеющих отношение к индустрии.
Иллюстрация Марина Адырхаева, Wonderzine
Маргарита Попова, главный редактор Look At Me
Маргарита Попова стала главным редактором Look At Me, достаточно значимого и влиятельного в своем сегменте СМИ, в возрасте 21 года, что сделало ее еще и заметным интернет-мемом. Эксперты Odgers Berndtson не смогли с ходу вспомнить ни одного подобного случая. В 21 год человек может быть редактором, условно, стенгазеты или собственного блога, но для крупных федеральных изданий, это действительно знаковое назначение. Оно демонстрирует, что на такие назначения все больше влияет отнюдь не возраст или длительный опыт, а перспективность и потенциал кандидата. Следующее поколение медиаменеджеров уже формируется, собственники верят в молодых и талантливых лидеров, и в ближайшие пять лет мы увидим еще много подобных примеров.
Пример г-жи Поповой заставляет задуматься над тем, с какого возраста сейчас необходимо начинать карьеру в медиаиндустрии и набираться опыта, активно включаясь в рабочий процесс.
Иллюстрация РИА Новости
Дмитрий Чернышенко, председатель правления «Газпром-Медиа Холдинга»
Накануне стало известно о назначении Дмитрия Чернышенко, экс-главы оргкомитета Сочи-2014, на должность председателя правления «Газпром-Медиа». Он приступит к исполнению своих обязанностей уже 13 января. Это новость, которая, несомненно, будет существенно влиять на рынок 2015 года.
Михаил Лесин создал гигантскую структуру, влияющую на каждый сегмент и элемент индустрии. У него была обширная «повестка», в его планы входил ряд трансформаций. На момент прихода Лесина в холдинг людям, глубоко вовлеченным в индустрию, было понятно, каких шагов стоит ожидать. Сейчас все задаются вопросом, какова же «повестка» у Дмитрия Чернышенко? Будет ли он продолжать реформы, которые начал Лесин, или начнет проводить собственные, будет ли набирать людей в команду с рынка, сохранит существующую команду или приведет за собой проверенных профессионалов из Организационного комитета? В любом случае, его назначение привлечет пристальное внимание всех игроков рынка, поскольку последующие перемены, скорее всего, повлияют на каждого в индустрии медиа и ее «сателлитах».
Дмитрий Чернышенко – топ-менеджер с уникальным опытом. Он смог в российских реалиях провести Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 года на образцовом уровне, начиная с безопасности и заканчивая телевизионной «картинкой», которая транслировалась на весь мир. Это была крайне сложная задача. Управленцев, которым проекты такого уровня по силам, в России единицы. Поэтому, приход лидера с таким опытом, связями и таким влиянием – хороший знак для индустрии медиа в целом. Дмитрий Чернышенко обладает очень сильными коммуникативными навыками, умеет соблюдать интересы всех сторон и эффективно вести переговоры. Он проявил себя как сильный стратег, просчитывающий свои действия на несколько шагов вперед. Чернышенко четко ориентирован на результат, и для «Газпром-Медиа» это будет означать, что он разделяет поставленные бизнес-цели и будет идти в их реализации до конца, полагаясь на свою команду, чьи заслуги он, как правило, не оставляет без внимания.
Данила Шарапов, генеральный продюсер НТВ
Данила Шарапов, возглавлявший Дирекцию общественно-политического вещания на «Первом канале», занял позицию генерального продюсера на канале НТВ, которая была вакантна с 2008 года. Очевидно, что Данилу пригласили с очень важной целью омоложения аудитории и решения проблем, которые возникли у НТВ в последнее время в связи с падающим рейтингом.
В рамках одного из самых «сложных» федеральных каналов Даниле предстоит сделать большую работу, ведь ожидания высоки. Данила молодой, интересный, человечный, опытный управленец с западным MBA-образованием, он многое способен дать телекомпании НТВ. Универсальная школа «Первого канала», который не просто расстается со своими людьми, точно поможет ему в решении непростых задач.
Александр Шульгин, генеральный директор «Яндекс»
Александр Шульгин возглавил российский интернет-бизнес «Яндекса», перейдя с позиции финансового директора. Для интернет-индустрии в России – это интересный прецедент. Ориентация на коммерческую эффективность, вовлеченность в операционные процессы, практический опыт в управлении финансами – все это навыки, востребованные компанией для оптимизации бизнеса в интересах инвесторов после нескольких лет активного роста. «Яндексу» нужен именно такой человек, который понимает, когда стоит наращивать команду, а когда наступает время с людьми расставаться.
Переход генерального директора из финансов может стать успешным кейсом для компании благодаря децентрализованной структуре с большим количеством сильных профессионалов в разных областях. Задача Шульгина, опираясь на свои сильные стороны, - укрепить себя «продуктовыми» людьми.
Смена управленческой команды холдинга «СТС Медиа»: Лика Бланк, генеральный директор телеканала «Домашний»; Эльмира Махмутова, генеральный директор телеканала СТС; Рубен Оганесян, генеральный директор телеканала «Перец»
В 2014 году холдинг «СТС Медиа» поменял генеральных директоров всех трех каналов: год начался со смены команды на канале «Домашний», а закончился новыми назначениями на СТС и «Перце». Новые лидеры заменили управленцев, которые долгое время проработали в холдинге и прочно ассоциировались с ним.
Интересно, что двое их трех генеральных директоров, Эльмира Махмутова и Рубен Оганесян, имеют сильный маркетинговый бэкграунд. Таким образом, СТС делает ставку именно на это направление. В условиях современного рынка, когда растет конкуренция и размывается аудитория, СТС серьезно полагается на маркетинговый блок. Такая ситуация не очень типична для рынка, где принято продвигать на руководящие позиции людей, построивших карьеру в области создания контента.