Чем значительнее для нас становится диджитал-пространство, тем логичнее кажется желание преобразить его в соответствии с праздничным духом — так же, как мы украшаем дома и улицы. Веб-сайты и мобильные приложения могут создавать новогоднее настроение ничуть не хуже, чем наряженные елки. Но как украсить диджитал-продукт, ведь на него нельзя просто повесить гирлянду? Нарабатывая собственный опыт и наблюдая за коллегами и конкурентами, Алексей Тюрин, арт-директор продуктового дизайна в онлайн-кинотеатре KION, накопил немало примеров того, как мобильные приложения настраиваются на новогоднюю волну.
Готовь сани летом
Сроки подготовки новогоднего обновления напрямую зависят от масштаба праздничных изменений, которые вы хотите внести. Если нужно обновить только логотип, можно спокойно начать в декабре. Но если в планах есть акции, игры или другие значимые новшества, лучше взяться за их проработку уже в начале октября или даже раньше. Часто случается, что задуманные идеи не успевают воплотиться в жизнь, потому что у команды разработчиков не хватает времени, а потом сезон праздников проходит, и тематические изменения теряют актуальность.
Потенциальные опасности
Есть несколько наиболее вероятных проблем, с которыми придется столкнуться при подготовке праздничных обновлений, и первая — это смежные активности. Выше уже упоминались баги, речь шла о багах от других функций, которые всегда возникают неожиданно. Они съедают у команды те драгоценные часы, которые могли бы быть посвящены новогодним обновлениям. При планировании работ стоит заранее закладывать дополнительные часы на подобные форс-мажоры.
Второе — это процесс релиза приложения. Новые версии проходят множество тестов, которые могут занять от недель до месяцев. В отличие от сайтов, где обновления выходят быстрее, мобильные и тв-приложения проходят длительную проверку в магазинах приложений. Из-за этого новогоднее украшение может появиться с опозданием. А опоздать на Новый Год нельзя. Лучше уж совсем не делать изменений, чем обновиться «к празднику» в середине января.
Однако не все новогодние решения требуют обновления всего приложения с выкаткой новой версии. Есть и другие варианты, когда часть интерфейса разработчики меняют без глобальных обновлений, используя конфигурационные файлы или систему управления контентом (CMS). Например, заменить логотип обычно просто и быстро, а вот внедрить в продукт новогодние мини-игры гораздо труднее. От таких функций часто отказываются именно потому, что их сложно интегрировать в приложения в нужный срок.
Варианты цифровых украшений
Наконец, пришло время перечислить основные диджитал-украшения, подходящие для веб-сайтов и мобильных приложений, а также специфические опции, которые подходят только для онлайн-кинотеатров.
Иконка приложения
Один из самых популярных способов украсить приложение. Неудивительно, ведь подготовить и заменить иконку можно просто и быстро.
Логотип в шапке
Этот метод оформления — следующий по популярности. Обычно он требует лишь временной подмены файла логотипа.
Анимированная шапка
Еще один популярный вариант, особенно часто такое украшение можно встретить на веб-сайтах. Добавление фиксированного DIV-слоя в верхнюю часть сайта с простой анимацией — часто хорошее решение. Предпочтительнее использовать Lottie для создания векторных анимаций или APNG/WEBP Animation для пиксельных эффектов. Также создавать анимацию для подобной шапки можно с помощью сторонних сайтов. Анимированными могут быть мерцающие разными цветами гирлянды или добавленные к пунктам меню новогодние игрушки, которые качаются при наведении курсора.
Альтернативный курсор
На современных сайтах этот прием встречается редко и может вызывать раздражение, так как был весьма популярен в 2000-х и успел надоесть. Но оригинальный курсор может порадовать пользователей, если применять его умеренно, раз в год, чтобы добавить разнообразия и создать праздничное настроение. Для максимального удобства можно предусмотреть опцию переключения тематического курсора на обычный.
Кстати, существуют сайты с библиотеками настраиваемых курсоров, где можно найти уже готовые .cur файлы в новогоднем стиле, которые легко встроить в код ваших сайтов. Это существенно сократит сроки подготовки и внедрения такого украшения в продукт.
Баннеры
Нашей команде повезло, ведь в онлайн-кинотеатрах есть целая группа важных элементов, которые можно украсить, и это баннеры фильмов и рекомендательных полок. В декабре можно сделать упор на новогоднюю тематику в их оформлении. Баннеры и так обновляются ежедневно силами дизайнеров, так что новогоднее украшение этих блоков не требует вмешательства разработчика. А чем меньше ресурсов команды мы тратим, тем лучше.
Украшение профиля
Аватар или фото пользователя в профиле тоже можно стилизовать. Например, добавив новогоднюю шапку Деда Мороза.
NavBar и иконки внутри приложения
Навигационная панель всегда на виду, так что не стоит игнорировать ее, обновляя приложение к празднику. Можно, к примеру, заменить стандартные иконки на новогодние.
Кроме того, можно заменить иконки в меню настроек на праздничные.
Снежинки на экране
Падающий снег на сайте — устаревший тренд, который до сих пор популярен, несмотря на свою назойливость. Хотя пользователи часто просят добавить его, лучше этого не делать, так как это может раздражать и отвлекать от основного контента сайта. В мобильных и тв-приложениях падающий снег может также замедлить работу приложения или даже вызвать его зависание, особенно на устройствах с ограниченными ресурсами.
Однако есть исключения, когда снежинки «подаются» с умом и ненавязчиво. Например, Telegram вводит снежинки только в момент наступления Нового года (да, только 1 января, ровно в 00:00) и только в боковом меню, что добавляет праздничного настроения, не перегружая приложение. Эффект длится всего минуту и не успевает надоесть или отвлечь. Яндекс Go также использует снег при загрузке приложения Такси, но на короткое время — всего на 4 секунды. Этого достаточно, чтобы создать новогоднее настроение и затем позволить пользователям вернуться к обычному использованию приложения.
Заставка при запуске
На этом месте онлайн-кинотеатры часто размещают рекламу новых оригинальных сериалов, но в новогодний период экран начальной загрузки можно отдать под поздравления. Заставку видят все пользователи, ее нельзя пропустить, поэтому это идеальное место для новогодних пожеланий.
Таймер с отсчетом времени
Как на Times Square в Нью-Йорке отсчитывают время до Нового года, так и вы можете использовать в своем продукте таймер, считающий часы и минуты до начала новогодних распродаж или других праздничных событий.
Оформление плеера
В плеере лучше избегать сложных украшений, так как он довольно чувствителен к изменениям. Но, если у вас достаточно времени для тестирования и внедрения, новогодние иконки и снежный эффект на трек-баре могут приятно удивить пользователей. Можно даже добавить анимацию накапливающегося снега.
Прилипала
У нас в KION есть особый маленький баннер-прилипала, который мы крепим в правом нижнем углу экрана. Его задача — привлечь внимание, в том числе к новогодним акциям. Перед праздниками его мы тоже превращаем в тематическое украшение.
Новогодние каналы
Этот вариант идеален для онлайн-кинотеатров. Нужно просто запустить на платформе трансляцию с изображением горящего камина, мерцающей елки или зимних пейзажей. Такой контент можно пустить фоном во время домашних вечеринок, чтения книги, праздничного ужина или даже смотреть вместо шумных новогодних передач, если в Новый год хочется покоя.
Если трансляция с камином может создавать уют благодаря треску поленьев, то каналы с природными красотами и украшенными елками такого эффекта не дают. Поэтому мы добавили интеграцию с «МТС Музыкой», специально отобрав новогодние и рождественские плейлисты, а также добавили отдельную звуковую дорожку с песнями в духе Jingle Bells. Это помогло напомнить пользователям, что в их подписке есть много интересных продуктов нашей экосистемы.
Новогодние полки
Трудно представить онлайн-кинотеатр без новогодних подборок. Важно только подобрать для них яркие названия и привлекательные тематические обложки.
Новогодние подборки с музыкой
Многие онлайн-кинотеатры, являющиеся частью экосистемы, интегрируют в свой продукт музыкальные сервисы, и KION — не исключение. В нашем приложении для Android TV есть доступ к сервису «МТС Музыка». Пользователи с Premium подпиской могут найти в разделе с музыкой новогодние плейлисты. В них есть всё: от Jingle Bells и Last Christmas до новогоднего хита «Дискотеки Аварии». Отличный вариант для тех, кто хочет создать праздничное настроение, включив фоном музыку на телевизоре.
Стикеры для чатов
На Новый год можно порадовать подписчиков праздничными стикерами для любимых мессенджеров, но сначала убедитесь, что они будут популярны у вашей аудитории. Если в вашем сервисе есть популярные мемы или персонажи — например, герои сериалов и фильмов, то стикеры, вероятно, найдут своих поклонников. В противном случае они могут оказаться востребованными только среди членов вашей команды и только во время праздников, так что стоит подумать, стоит ли тратить усилия на создание стикерпака.
Больше примеров
Наконец, есть уникальные новогодние фишки, которые не вписываются в другие категории и напрямую связаны с продуктом. К примеру, Яндекс вводил кнопку со снежинкой в своем поиске по изображениям, позволяя сканировать новогодние картинки. Есть и другие интересные примеры адаптации сайтов и приложений под праздничную тематику.
Визуальные элементы праздника
Если вы сомневаетесь, каким должно быть праздничное украшение, старайтесь отталкиваться от традиционных новогодних мотивов. Чаще всего для украшений используют нижеперечисленные элементы.
- Снег, снежинки, вьюга, иней.
- Дед Мороз и его шапка. Однако стоит помнить, что есть Дед Мороз, а есть Санта Клаус. В Великобритании его называют Father Christmas, в Дании — Julemanden, в Италии — Babbo Natale, в Беларуси — Зюзя. Образы этих героев во многом похожи, но детали могут различаться. Учитывайте, что некоторых пользователей может возмутить использование типичных для Санта Клауса элементов в России, ведь у нас есть свой Дедушка Мороз. Важно хорошо знать свою аудиторию и понимать, какое изображение новогодних героев для пользователей приемлемо.
- Снегурочка.
- Снеговик.
- Эльфы, создающие и упаковывающие подарки.
- Ёлка. Как заснеженная лесная, так и домашняя украшенная. Ёлочные ветки.
- Ёлочные шары и другие игрушки.
- Календарь.
- Новогодняя гирлянда.
- Еда, а именно мандарины, салат оливье, селедка под шубой, шампанское, конфеты, крендельки и имбирные пряники.
- Печенья с пожеланиями. Это яркий визуальный элемент и отличная идея для геймификации. Можно создать интерактивную игру, где пользователи «ломают» виртуальные печенья и получают новогодние поздравления .
- Животные. Во-первых, животное-символ года по китайскому календарю. Во-вторых, традиционные животные с советских открыток — зайцы, медведи, снегири, синицы, белки. Для вдохновения можно посмотреть работы художника Владимира Зарубина. Также символами праздника могут быть олени, верные друзья Санты.
- Подарки под ёлкой.
- Колокольчики.
- Щелкунчик и мышиный король, Гринч, Чёрт из сказок Гоголя. Это отрицательные персонажи, но их можно использовать, например, для праздничного оформления страниц с ошибками 404 или 500.
- Камин.
- Фейерверк.
- Куранты.
- Тёмная ночь.
- Коньки, лыжи, сани.
- Одежда: теплые шарфы, шапки, варежки, носки (в том числе те, в которые кладут подарки), кофты с оленями. Стиль вязанного новогоднего свитера.
- Тио де Надаль — интересный элемент испанской традиции. Если вам нужно затронуть испанскую тему, вы можете внедрить его в оформление вашего сайта или приложения.
А зачем это?
Продакты часто отмечают, что новогоднее оформление не приносит заметных изменений в метриках приложения. Ёлки, шары и снег отнимают время на разработку, при этом, кажется, не приносят дополнительных доходов. Но праздничное оформление приложения добавляет в него атмосферу праздника и радости. Это создает положительные эмоции у пользователей и ассоциирует ваш продукт с позитивными переживаниями. В нашем мире сейчас особенно не хватает праздника и радости, поэтому при любой возможности старайтесь дарить хорошее настроение своим пользователям. Хотя бы раз в год преподнесите пользователям сюрприз — оживите ваше приложение, погрузите его в атмосферу сказок и чудес.
Это важно не только для пользователей, но и для продукта. Новогоднее оформление создает позитивное восприятие бренда и укрепляет его в памяти. Оно также может положительно сказаться на метриках — вовлеченности пользователей, удержании аудитории. Пусть ваш продукт станет местом, где пользователи с удовольствием проводят время даже в праздники, и тогда заслужить лояльность и положительные отзывы не будет проблемой.