В первый четверг мая отмечается Всемирный день паролей, который создавался, чтобы привлечь внимание к необходимости надёжной защиты своих данных и информационной гигиене пользователей. В его преддверии соцсеть «Одноклассники» совместно с исследовательским центром ResearchMe изучили, как пользователи Рунета относятся к созданию и хранению паролей и что делают при потере личных данных. Результаты опроса (есть в распоряжении Sostav) показали, что практически каждый второй респондент (49%) использует при создании паролей номера телефонов, инициалы, даты рождений.
20% опрошенных устанавливают абсолютно одинаковый пароль для всех сайтов и приложений, а 18% россиян используют два типа паролей: для «важных» — более сложный, для «не очень важных» — несложный типовой, чтобы не забыть.
По данным аналитиков «Одноклассников» и Research, двухфакторную аутентификацию при авторизации используют только 15% респондентов из всей базы опрошенных. 21% пользователей следуют рекомендациям по созданию надёжного пароля, а 5% соглашаются на «пароль-абракадабру», который предлагают сайты при регистрации.
Почти три четверти опрошенных (71%) считают, что задают достаточно сложный пароль для доступа к различным интернет-сервисам. 29% респондентов признанались, что их пароль кажется им слишком простым. Так, чем моложе люди, тем чаще они отвечали в опросе, что устанавливают сложные пароли: респонденты до 34 лет чаще других считают, что создают сложные пароли, в отличие от опрошенных в возрасте 45 лет и старше.
Аналитики также выяснили, что предпринимают пользователи Рунета, чтобы не забыть свои личные данные для входа в различные интернет-сервисы. Например, 31% респондентов записывают свои пароли в блокнот или на бумагу, 15% опрошенных используют менеджер паролей в браузере или отдельное приложение, 8% создают заметки в компьютере или телефоне.
При этом 58% опрошенных пользователей не делятся своими данными для авторизации ни с кем. Остальные передают их преимущественно близким людям: 21% — супругам или партнёрам, 11% — нескольким членам семьи, 7% — лучшему другу или подруге, 4% — другим людям. Женщины чаще мужчин отдают свои личные данные родственникам (15% и 8% соответственно).
Более половины (53%) респондентов сталкивались со взломом интернет-ресурсов как минимум один раз в жизни. Из них — 51% пользователей Рунета восстанавливали доступ с помощью услуги восстановления пароля, 29% — при обращении в службу поддержки, 26% — за счёт дополнительных вопросов (например, имени домашнего животного, девичьей фамилии матери и других). Не смогли вернуть доступ к своему профилю и не предпринимали для этого никаких попыток — 13%.
По данным «Одноклассников», ежедневно в службу поддержки соцсети поступает свыше 14 тыс. обращений по вопросам утраченного доступа к профилю. При этом реакция саппорта с момента создания заявки составляет 10 секунд. Служба поддержки восстанавливает профиль в 35% случаев, при этом в 85% из них участвует чат-бот.
Александра Сватикова, эксперт по информационной безопасности «Одноклассников»:
Использование одинаковых паролей на разных сервисах — это плохая практика. Мировая статистика показывает, что наибольшая часть взломов аккаунтов является результатом переиспользования паролей. Мы настоятельно рекомендуем устанавливать для каждого сервиса отдельный пароль и не использовать в качестве пароля номер телефона, день рождения, словарные слова или легко угадываемые комбинации.
Например, при регистрации или смене пароля в ОК система не даст установить небезопасный пароль — пользователь не перейдёт на следующий шаг, пока не придумает достаточно сложный набор букв, цифр и символов, которые нельзя подобрать перебором. Каждый раз при вводе пароля пользователем наши алгоритмы оценивают: эта попытка входа совершена владельцем или кем-то другим. При этом мы видим тренд на безопасность среди пользователей: в сравнении с прошлым годом количество аккаунтов, к которым применяют двухфакторную аутентификацию, выросло на 25%.
Исследование проведено методом онлайн-опроса, в котором приняли участие 1,1 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет (выборка репрезентативна аудитории Рунета) из восьми федеральных округов России.
В 2021 году «Одноклассники» перевели все обращения неавторизованных пользователей на бота и ускорили работу над восстановлением доступа к профилю в несколько раз.