В 38% российских компаний в этом году выросли расходы на фонд оплаты труда. В результате перераспределения бюджета 24% сократили расходы на маркетинг. Об этом пишет Forbes со ссылкой на опрос «Работа.ру» и Roistat.
В опросе приняли участие более 1 тыс. HR-директоров и руководителей со всей России. Выяснилось, что кроме оплаты труда у 21% компаний выросли расходы на логистику, у 16% — на аренду оборудования или помещений. В топе направлений, на которые организации сократили затраты, — себестоимость производства товаров и услуг (сокращение отметили 25%), маркетинг (24%), наём и адаптация сотрудников (23%).
Средние заработные платы в России в целом увеличивались в течение года. По подсчётам экспертов, суммарно за год выплаты проиндексированы на 11%. Большинство российских компаний пересмотрели постоянную часть вознаграждения руководителей, в среднем рост составил 10−15%. Это выше, чем в предыдущие несколько лет, когда зарплаты топ-менеджеров росли в среднем на 7−12%.
Руководитель консалтингового агентства HR4PR Ольга Дементьева утверждает, что в 2022 году было две волны индексации зарплат. Первая, в феврале-апреле, была связана с желанием компаний показать, что они заботятся о сотрудниках. Тогда, например, в «Яндексе», AB InBevEfes, Segezha Group увеличили зарплату примерно на 8−10%. После объявления частичной мобилизации в сентябре произошла вторая волна повышения. Тогда особенно важно было удержать именно женщин.
Рост расходов на ФОТ в 2022 году связан не только с увеличением зарплат, но и с расширением социальных пакетов, утверждает Дементьева. Среди дополнительных выплат — расширение пакета ДМС, консультации психологов и юристов, выплаты семьям мобилизованных.
По данным HeadHunter, зарплаты в России с учётом дополнительных начислений в третьем квартале выросли в среднем на 6,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года (на 5 тыс. руб., до 90,5 тыс. руб. до вычета налогов). Наибольший рост зафиксирован в отраслях с дефицитом кадров.