Спрос на аренду квартир сегодня превышает предложение — кажется, что сдать можно что угодно и за сколько угодно. Понимая происходящие изменения, сервисы-посредники и доски объявлений не стоят на месте и развивают новые методы продвижения недвижимости, которые учитывают изменившиеся потребности клиентов и цифровую трансформацию индустрии. Инновации распространяются и на рынок купли-продажи. Скорость заключения сделки, доступность информации, удобство дистанционного взаимодействия становятся ключевыми драйверами, а традиционные подходы уступают место новым технологиям. Евгений Белокуров, коммерческий директор «Яндекс Недвижимости» рассказал о том, какие инструменты приходят на помощь риелторам.
VR
Технологии виртуальной реальности (VR) позволяют проводить туры по объектам, которые еще находятся на стадии строительства или даже на этапе проектирования. Например, американская компания Matterport использует лидары и VR-гарнитуры, чтобы продемонстрировать будущим собственникам и арендаторам помещений, как именно будет организовано пространство. Клиент надевает VR-очки и полностью погружается в будущий офис или квартиру: видит отделку, тестирует планировку, «гуляет» по комнатам, проверяет детали интерьера.
VR создает эффект личного присутствия и позволяет покупателям принять взвешенное решение еще на ранних стадиях строительства. Так, девелопер Gilbane с помощью разработки Matterport смог снизить временные и финансовые затраты на проектирование на 25−30% — только за счет того, что все члены команды могут на ранних этапах проверить будущий объект без необходимости лично присутствовать на стройплощадке, а клиенты быстрее дают необходимые правки и комментарии.
Более того, виртуальный тур не только позволяет продемонстрировать владельцу будущее жилье и офисные площади, но и создает эмоциональную привязанность. Риелторы и застройщики предлагают клиентам более точное представление о проекте — и увеличивают таким образом конверсию просмотров в сделки.
3D-туры
Внедрение трехмерных дистанционных туров позволяет пользователям знакомиться с арендными квартирами на расстоянии и сокращает необходимость в личных визитах.
Виртуальные туры помогают потенциальным покупателям детально осмотреть объект, не выходя из дома — это актуально и для тех, кто хочет минимизировать личное общение, и для занятых местных жителей, и для иногородних клиентов.
В агентстве «Самолет Плюс Север-Юг» отмечают, что до 80% покупателей на вторичном рынке недвижимости составляют жители других регионов — и для них наличие 3D-тура становится ключевым аргументом при выборе жилья. Например, клиент агентства «Новый Адрес» из Санкт-Петербурга продал квартиру покупателям, которые не приезжали на осмотр, а приняли решение на основании тура. Аналогичная ситуация произошла с жительницей Владивостока, которая, воспользовавшись виртуальным туром, сделала выбор и внесла задаток — прежде чем ехать на сделку в Северную столицу через всю страну.
На сервисе «Яндекс Недвижимость», с начала тестирования в марте 2024 года, количество объявлений с 3D-турами превысило 2,5 тыс. При этом такие лоты получают на 37% больше просмотров, чем те, которые размещены с обычными фото. Также в таких объявлениях пользователи на 14% чаще просматривают номера телефонов, чем в объявлениях без 3D-туров. В чем причина такого успеха технологии? В отличие от обычных фотографий, 3D-туры позволяют пользователю «погрузиться» в пространство, исследовать планировку, обратить внимание на детали и даже понять атмосферу квартиры. Виртуальная экскурсия объективнее передает состояние жилплощади,поскольку 3D-туры невозможно отредактировать подручными способами, как фотографию. К тому же, доверие к таким объявлениям повышает и сам факт наличия тура — он значит, что фотограф был на месте и удостоверился, что объект реально существует.
AR
Дополненная реальность (AR) открывает для покупателей недвижимости уникальные возможности визуализации будущего интерьера. С помощью AR-приложений можно через смартфон наложить виртуальную модель будущего здания на реальный участок и оценить, как здание впишется в окружающую среду, будет ли оно гармонировать с ландшафтом и инфраструктурой. Такой подход особенно актуален, если речь идет о новостройке или загородном объекте, где облик района и оформление фасада играет ничуть не меньшую роль, чем внутреннее наполнение.
При этом AR помогает потенциальным покупателям «обставить» квартиру. Сервисы вроде Zillow и Homesnap позволяют моделировать интерьер с помощью виртуальной мебели, посмотреть, как жилье будет выглядеть после ремонта, примерить различные варианты планировок и отделки. Это дает покупателю представление о том, как будет выглядеть его будущее жилье, и помогает оценить, насколько пространство соответствует предпочтениям. Экономия на ремонте и правках дизайнеру налицо.
Как и в случае с другими сферами экономики, цифровые технологии трансформируют рынок недвижимости, делают его комфортнее для профессионалов и доступнее для тех, кто находится вдалеке от желанного объекта. Развитие 3D-туров, VR и AR открывает перед отраслью большие перспективы: дистанционные сделки становятся стандартом, клиенты получают удобный и безопасный способ выбора жилья или офисных площадей, а риелторы — новый инструмент для увеличения конверсий.