40% россиян сообщили, что после начала эпидемии у них сократилась зарплата, многих перевели на неполный график или отправили в «добровольные» неоплачиваемые отпуска. Почти 10% граждан и вовсе потеряли работу, и это продолжает оставаться одним из самых сильных кризисных страхов, пишут «Известия» со ссылкой на исследование центра трудовых исследований и дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ.
Около 20% респондентов полностью или частично лишились премий и бонусов, 7% почувствовали задержку заработной платы. Сильнее всего просели зарплаты в наиболее пострадавших отраслях — строительстве, торговле и сфере обслуживания, где негативная динамика фиксировалась в 65−75% случаев. Среди самозанятых заработки уменьшились у 75%, а у занятых на средних и крупных предприятиях — лишь у 48%.
Достаточно активная адаптация шла и по линии сжатия рабочего времени: 11% опрошенных были переведены на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а примерно 13% были отправлены в вынужденные или квазидобровольные отпуска. При этом 16% сотрудников оказались вынуждены трудиться больше, чем в докарантинный период. Каждый пятый участник исследования сообщил об отсутствии каких-либо негативных изменений в оплате или условиях труда.
О переходе сотрудников на дистанционный режим работы сообщили 22% опрошенных. Здесь лидерство принадлежало сектору информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), где на удаленку был переведен каждый второй работник, а также образованию, науке и культуре, где это затронуло каждого третьего. В остальных отраслях новый режим охватывал не более 10−15%.
Свыше 30% из тех, кому удалось сохранить работу, рассказали, что после начала эпидемии лишился места кто-то из членов их семей. Угроза безработицы остается для россиян одним из наиболее сильных источников страха. Так, 18% опрошенных не исключили потери работы, а 48% — снижения заработка в будущем. Опасения по поводу задержек выплат высказали 12% респондентов, перевода на неполное рабочее время ждут 12% и еще 13% допускают, что могут оказаться в вынужденном отпуске. 22% не ожидают никаких ухудшений, причем в подавляющем большинстве это люди, с которыми с начала кризиса ничего плохого и не происходило.
Ранее сообщалось, что из-за кризиса и коронавируса 21% рекламных агентств были вынуждены уволить персонал. Согласно опросу Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) среди популярных мер — сокращение зарплаты сотрудников (43%) и уменьшение рабочей недели (22%).