Бурное развитие искусственного интеллекта порождает много вызовов, и один из ключевых — это взаимодействие развивающихся технологий с официальными конфессиями. Генеральный директор Agenda Media Group Алексей Парфун попробовал вникнуть в этот сложный вопрос и спрогнозировать, какое будущее ждёт технологии в диалоге с религией.
Мнение конфессий
Начнём с небольшого обзора позиций наиболее распространённых в мире религий. Глава Римско-католической церкви Франциск высказался об искусственном интеллекте в письме, написанном в преддверии празднования Всемирного дня мира 1 января 2024 года. В этом письме папа римский обеспокоен, что мировое сообщество может попасть в ситуацию «технологической диктатуры» из-за неэтичного использования искусственного интеллекта (ИИ). Чтобы этого не произошло, он предлагает разработать и принять международный договор, который будет регулировать создание и применение ИИ. В неменьшей степени Папа обеспокоен проблемой искусственно сгенерированных фейковых новостей, которые подрывают доверие к СМИ. Он также выражает опасение, что искусственный интеллект может привести к безработице среди значительной части населения.
Что важно, понтифик признаёт преимущества технологии в повышении эффективности производства, а также в модернизации процессов сбора, организации и подтверждения данных. Ватиканом приняты принципы этического использования искусственного интеллекта, которые были разработаны при поддержке Microsoft и IBM.
В исламском мире некоторые учёные выражают обеспокоенность по поводу негативного влияния искусственного интеллекта на религию. Профессор социологии из турецкого Университета Улудаг Ахмет Дах в интервью газете «Миллиет» обозначил основные проблемы обучения вычислительных машин. Среди прочего он отметил секулярный характер исследований, из-за чего искусственный интеллект может не понимать религию, этику и традиции. По мнению профессора, необходимо решать проблемы, связанные с возможными рисками, а не отказываться от технологий. В качестве примера он привел нож: люди продолжают им пользоваться, несмотря на то, что это холодное оружие.
Согласно выводам аналитической группы «Россия — исламский мир» нет доказательств того, что ислам запрещает или не поощряет искусственный интеллект. Однако технологию следует использовать таким образом, чтобы она приносила пользу и не противоречила гуманной сути религии. В одной из лидирующих стран мусульманского мира, Объединённых Арабских Эмиратах, в 21-м веке впервые в мире открывается Университет по искусственному интеллекту имени Мохаммеда бин Заида.
В буддизме идёт дискуссия на тему самого определения «искусственный интеллект», так как с официальной точки зрения этой религии, которая была высказана ее лидером, Его Святейшеством Далай-ламой XIX, создание искусственного интеллекта, обладающего сознанием, невозможно по причине того, что это противоречит доктрине буддизма о сознании как о потоке — сантане, претерпевающем череду рождений и смертей. При этом в ряде стран идут очень смелые эксперименты на стыке буддизма и технологий — японские исследователи создали инструмент на базе алгоритмов ИИ под названием AI Buddha. Он может отвечать на различные вопросы о жизни и смерти, опираясь на буддийские писания. Целью заявлена помощь людям в применении старых мудростей в своей жизни в реалиях современного общества и поиске способов стать счастливее.
В России важнейшее значение, конечно же, имеет позиция РПЦ. В 2023 году много шума наделало заявление иерея Федора Лукьянова о том, что «необходимо установить запрет на применение в программах и технологиях ИИ человеческих голосов, лиц, то есть образа и подобия человека и его качеств как живого существа. Фактически нужен запрет на антропоморфизацию программ, технологий, роботов, то есть запрет на перемещение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы». Заявление отца Федора демонстрирует, что Русская православная церковь в курсе современных тенденций и готова вовремя отвечать на новые вызовы. Что важно, церковь голосами своих представителей признаёт готовность к диалогу и обсуждению возникающих вызовов. В РПЦ исследованием вопросов, связанных с этическими аспектами развития искусственного интеллекта, занимается специально созданная для этого комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Как отметил митрополит Климент, возглавляющий эту комиссию, церковь не может запретить развитие искусственного интеллекта, однако она может «возвысить свой голос» и как-то повлиять на это явление.
Следует признать, что в основном тональность комментариев представителей и руководителей конфессий колеблется от сдержанной до умеренно негативной — найти безусловную поддержку не получилось ни у кого. В этом моменте технологическим компаниям, вероятно, пора бы и приуныть. Но, возможно, не всё так плохо?
Опыт интеграции ИИ в религию
Существует и вполне позитивный опыт использования ИИ, помимо упомянутого выше кейса с приложением AI Buddha. Так, в Румынии появилась первая виртуальная церковь. В ней нейросеть сочиняет пасхальные поздравления и молитвы на румынском языке и доступен раздел «Спроси священника», где все ответы формулируются искусственным интеллектом. За первые две недели на сайте побывали более 58 тыс. уникальных посетителей, а общее число посещений достигло четверти миллиона. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются разделы «Молитва», «Исповедь», «Спроси священника», «Акафисты» и «Пасхальные поздравления». Сайт создан студентом-энтузиастом, но столь высокая популярность и реальный опыт использования говорит о том, что люди вполне готовы к сочетанию технологий и веры.
Вот еще один вполне реальный кейс: в Германии 300 человек собрались в церкви на необычную службу — чат-бот с искусственным интеллектом попросил верующих в переполненной церкви Святого Павла в баварском городе Фюрт встать со скамеек и прославить Господа. Текст практически всей проповеди был сгенерирован искусственным интеллектом.
Все эти эксперименты носят пока, безусловно, очень фрагментарный характер и не распространяются на большую аудиторию. Но у сотрудничества ИИ с религией есть большой потенциал. Например, нейросети могут помочь в исследованиях религиозных текстов: технологии могут проводить более быструю и глубокую аналитику текстов священных писаний, что может помочь исследователям и верующим лучше понять историю и смысл религиозных текстов. Ещё одна потенциальная возможность — создание виртуальных помощников для духовного сопровождения. ИИ может быть использован для разработки чат-ботов или виртуальных ассистентов, которые могут предоставлять информацию о религиозных обрядах, практиках и учениях, а также отвечать на вопросы верующих.
Дипфейк и церковь
Представитель РПЦ иерей Федор Лукьянов в ходе круглого стола, посвященного обсуждению правового урегулирования нейросетей и других технологий, заявил: «Необходимо установить запрет на применение в программах и технологиях ИИ человеческих голосов, лиц, то есть образа и подобия человека и его качеств как живого существа». В Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ заявили о необходимости установить запрет на антропоморфизацию программ (перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевленные предметы) и закрепить на законодательном уровне дисклеймер для нейросетей, указывающий на то, что человек общается с искусственным интеллектом. Отцом Федором было продемонстрировано, что РПЦ следит за актуальными тенденциями и готова своевременно реагировать на новые вызовы, что важно для верующих. При этом нельзя утверждать что позиция по церкви по поводу ИИ отрицательна во всех пунктах, есть множество и позитивных аспектов, которые отмечают церковные эксперты.
У католической церкви существует «Римский призыва по этике ИИ» — документ, впервые официально обозначающий на высшем уровне позицию Святого Престола по ИИ, но тема дипфейка там отдельно не выделяется. Нарратив документа направлен на формирование чувства ответственности у организаций, правительств, учреждений и частного сектора за создание будущего, в котором цифровые инновации и технический прогресс «служат человеческому гению и творчеству, а не их постепенной замене». Данный документ в числе первых был подписан ООН и корпорациями IBM и Microsoft.
Возвращаясь к теме дипфейка, есть основания предполагать что отношение религий к нему в целом будет негативным, так как дипфейку свойственны признаки, осуждаемые большинством конфессий.
Обман и ложь
Церковь может рассматривать дипфейки как средство обмана, которое нарушает принципы истинности и честности.
Нарушение личной жизни и нравственности
Создание и распространение дипфейков, особенно с непристойным или неправдоподобным содержанием, может рассматриваться церковью как нарушение нравственных норм и личной жизни.
Распространение дезинформации
Дипфейки могут быть использованы для целей дезинформации, и церковь может опасаться того, что это может нанести вред обществу и людям.
Диалог религий с ИИ только начался, и вызовов там будет много. Возможен путь тотального отрицания и запрета, возможен путь компромиссов, диалога и сотрудничества, какой из них будет выбран — мы узнаем в ближайшем будущем. Прогресс остановить не получится, и на его вызовы придется найти ответы.