Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Алёна Устинович, продюсер «Белого Квадрата»: креатив — двигатель экономики в условиях кризиса

О том, стоит ли брендам сокращать затраты на рекламу и нужны ли фестивали агентствам в этом году

7

Cannes Lions, Clio и D&AD объявили об отмене фестивалей в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и нестабильной ситуации на рынке. Тем не менее организаторы одного из крупнейших фестивалей креативности Восточной Европы — Международного фестиваля рекламы «Белый Квадрат» — намерены провести его в этом году, изменив даты с традиционного апреля на 24−26 июня. О ситуации на рынке креативных коммуникаций и резонности фестивального движения в 2020 году мы поговорили с продюсером «Белого Квадрата» и председателем Правления Ассоциации Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Беларуси Аленой Устинович.


В чем заключается главная миссия фестивалей рекламы сегодня, и почему вы считаете важным провести фестиваль в этом году?

Индустрии коммуникаций сейчас как никогда нужен некий импульс, заряд драйва и вдохновения. Мир ощущает острую потребность в свежих, инновационных, креативных идеях, которые будут реально работать на исправление положения дел. Индустрии просто необходимо измерить пульс и понять, в каком направлении пойти, чтобы соответствовать времени. А для этого нужно делиться опытом, различными точками зрения, новыми подходами к работе, для чего и существуют фестивали.

Безусловно, фестивали — это также и праздник креативных идей и креативных людей, но, скажем так, полезный праздник. Думаю, все согласятся, что главный ресурс любого коммуникационного агентства — творческий потенциал его креативной команды. Он является ключом к способности агентства предлагать своим клиентам оригинальные способы коммуникации бренда с потребителем, постоянно находящимся в потоке информации, а на сегодняшний день, еще и во власти пессимистичных новостей. Это непростая работа, требующая мощного вдохновения. Фестивали с их духом профессионального драйва и азарта, множеством отличных кейсов из разных стран вызывают жажду работать еще усерднее и мотивируют креативщиков на создание все лучших проектов. Мне запомнились слова одного из членов жюри «Белого Квадрата», Али Реза из BBDO Middle East & Pakistan, который как-то на церемонии награждения сказал, что фестивали — это «волна, которая поднимает все лодки». А учитывая то, насколько сложно креативной команде пройти через столько фильтров и согласований на пути реализации идеи, празднование успешных проектов кажется мне вполне заслуженным. В конечном итоге, фестивальная сцена мотивирует все вовлеченные стороны извлекать из себя лучшее, развивать новые идеи и создавать реальную добавленную стоимость.

То есть продолжать участвовать в фестивалях в сложившейся рыночной ситуации — это все-таки верное решение для агентств?

Уже более месяца рекламные агентства по всему миру продолжают работать в штатном, хоть и дистанционном режиме. Основными приоритетами деятельности руководители агентств сегодня называют защиту сотрудников, обслуживание клиентов и поддержку бизнеса на плаву. Однако список стоит дополнить пониманием ответственности индустрии перед экономикой и обществом, потому что именно от креатива привыкли ожидать выходов из сложных ситуаций и путей решения сложных проблем.

Творческое решение задач бизнеса — главная миссия агентств, поэтому креативность — самый важный критерий для клиента в принятии решения по выбору не просто агентства, а партнера, который помог бы определить верный вектор для движения вперед. Именно в такие переломные моменты, как сейчас, игроки индустрии коммуникаций должны как никогда активно демонстрировать свои возможности, свою творческую силу, в том числе, в решении непростых задач, поставленных новыми рыночными и социокультурными реалиями. В этом плане особое значение приобретают фестивали рекламы, так как они не только продвигают креатив как индустрию, но дают агентствам возможность выделиться на очень конкурентном рынке. Фестивали — это ключевой инструмент продвижения креативных агентств, по сути, единственный эффективный способ их рекламы. В глобальном мире фестивальная работа является важной стратегией развития команды, ее промо инструментом и способом проверки качества реализованных проектов и их соответствия трендам индустрии. Фестивальные награды всегда превращали агентства в успешные и известные агентства, формировали ценность их услуг, привлекали талантливые кадры и мотивировали стремление рекламщиков к созданию еще более сильных креативных проектов, а для этого сейчас самое время.

Как пандемия коронавируса повлияет на маркетинг и рекламу в ближайшем будущем?

Не новость, что сегодняшний мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией. Пандемия коронавируса всего за несколько недель привела к глобальным изменениям в бизнесе и социокультурной среде, разделив мир на «до» и «после» и поставив перед мировой экономикой и человечеством непростые задачи. Поиск новых эффективных источников развития и прогресса усложняется высокой динамикой ситуации, которая меняется изо дня в день. Сейчас мы в прямом смысле наблюдаем, как-то, что работало вчера, уже не работает сегодня. Бизнесу, и маркетингу, в частности, необходимо эволюционировать с небывалой скоростью и в небывалом масштабе.

Рекламная индустрия всегда была одной из наиболее восприимчивых сфер бизнеса. Мобильность, быстрая и точная реакция на происходящее на рынке, в окружающем мире, в обществе здесь так же жизненно необходимы, как способность приспособления к новым условиям в теории Дарвина. Сегодня мы как раз наблюдаем такую перестройку, направленную, в первую очередь, на выживание, в маркетинге ведущих мировых брендов и стратегиях коммуникационных агентств.

В кризисные времена первое, что делают рекламодатели — сокращают бюджеты на маркетинг и рекламу. Как вы относитесь к такой антикризисной стратегии?

Я приведу данные некоторых исследований, которые подтверждают, что урезание бюджетов все-таки происходит, но не является путем решения проблем, а скорее наоборот, способно усугубить кризисное состояние бизнеса в чуть более отдаленной перспективе.

Согласно исследованию Interactive Advertising Bureau (IAB), пандемия может оказать еще большее влияние на падение рекламных бюджетов, чем мировой экономический кризис 2008−2009 годов. Большинство респондентов сообщили, что уже внесли существенные изменения в распределение бюджетов на рекламу, а четверть опрошенных — приостановили все рекламные кампании в принципе. Схожую ситуацию продемонстрировали исследования Marketing Week и Econsultancy в Великобритании.

Однако согласно данным международной исследовательской компании Kantar, такая позиция может принести значительный ущерб в долгосрочной перспективе. Было выяснено, что в случае сокращения брендом затрат на рекламу на 100% произойдет снижение продаж на 13%, что в долгосрочной перспективе затруднит восстановление доли рынка, в то время как сокращение рекламного бюджета на 50% выльется всего в 1% падения продаж.

Другой опрос Kantar показал, что только 8% людей считают, что брендам необходимо приостановить рекламу в нынешние непростые времена. Проведя недели в условиях социальной изоляции, люди стремятся максимально приблизится к нормальной жизни и ожидают от мировых брендов нестандартной реакции на вызовы кризисного времени.

Существует мнение, что именно креативные решения способны помочь мировой экономике избежать коллапса. Какова роль креативных бренд-коммуникаций в современных реалиях?

Креативный подход к бизнесу уже давно продемонстрировал высокую эффективность на разных рынках, давая брендам конкурентные преимущества не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Думаю, в условиях глобального кризиса спрос на креативные решения может приобрести еще большую актуальность.

Креативные идеи обладают волшебной способностью создавать что-то из ничего, находить связи и ассоциации, там, где их, казалось бы, нет, решать проблемы, которые, на первый взгляд, не могут быть решены. Креативные идеи — необходимое условие успешного бизнеса. На мой взгляд, креатив — это двигатель бренда и вечный двигатель экономики, если мы рассуждаем в масштабе страны или на глобальном уровне. Это нематериальный актив, который помогает сокращать реальные затраты и при этом может увеличить прибыль до неожиданных размеров. Ежегодно сотни реализованных по всему миру креативных кейсов демонстрируют успешное превращение инновационных и оригинальных идей в реальные результаты.

Как вы планируете провести «Белый Квадрат» в этом году, будут ли изменения в программе?

Фестивали действительно нужны индустрии, особенно сейчас. Поэтому мы приняли решение провести фестиваль 24−26 июня. Надеемся на оффлайн, в этом нас поддерживают члены жюри, спикеры, аккредитованные участники. Если же говорить о плане «Б», мы допускаем возможность трансформации фестиваля в онлайн-формат с использованием новейших технологий. То есть судейство пройдет в режиме живой онлайн дискуссии членов жюри, даже если это потребует больших временных затрат, нежели оффлайн-заседание, так как позволит соблюсти стандарты прозрачной и объективной оценки работ. То же самое касается деловой программы, которая может пройти онлайн, в формате видео-конференции, сохраняя разнообразие тем и спикеров. Напомню, что дедлайн приема конкурсных работ — 31 мая, работы можно загрузить на официальном сайте.

Что бы вы посоветовали представителям индустрии, чтобы не утратить профессиональный энтузиазм?

Желаю коллегам смотреть на вещи креативно, быть реалистами, сохраняя оптимизм, заботиться о себе и людях, и главное, помнить, что пришло время побеждать!

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.