С начала 2022 года потребности и привычки людей изменились так же сильно, как и в пандемию: добавилась культура отмены и связанные с ней лишения. Чтобы быть на высоте, продолжать продавать товары и услуги в непростое для всех время, компаниям важно следить за трендами и быстро реагировать на малейшие изменения пользовательского поведения. Специалисты «Апрель» собрали и проанализировали события креативной индустрии первого полугодия, чтобы ответить на вопрос: как вести коммуникацию с аудиторией в 2022 году. Своими наблюдениями и ключевыми выводами команда агентства поделилась с Sostav.
Мировые тренды
Первые полгода были непростыми как для брендов, так и для их аудиторий. Не перестаёт звучать и эхо пандемии, повлиявшей и на людей, и на бизнес. Главные тренды, на которые стоит ориентироваться бизнесу в построении эффективной коммуникации с аудиторией в ближайшем будущем:
- Социальная коммерция;
- Цифровая идентичность;
- Поколение «Это тоже я»;
- Дом, милый дом;
- Расширение коммуникации;
- NFT;
- Нейросети;
- Позитивные вайбы;
- Персонализация;
- Гики — создатели культуры;
- К-волна.
Потребители
Пользователи столкнулись с падением доходов, отсутствием культовых зарубежных товаров, культурной изоляцией и другими проблемами. В каком направлении нужно развивать коммуникацию с аудиторией, каким становится новый покупатель и какие новые привычки ему присущи?
- Омниканальность.
- Самостоятельность.
- Продуманность.
- Размывание лояльности.
Маркетинг
Многие компании в этом году сократили или вовсе заморозили рекламные бюджеты. Есть разные оценки состояния рынка и возможностей его восстановления, но полная картина ещё не ясна. Ясно одно: рекламодатель считает каждый рубль, оптимизирует бюджеты и закупает рекламу в попытках занять освободившиеся ниши.
Мы изучили состояние рынка рекламы и определили основные тренды:
- рост эффективности рекламы;
- рост спроса на традиционные медиа;
- брендинг уступает место перфомансу;
- бренды меняются вслед за аудиторией;
- PR, диджитал, директ и CRM-маркетинг восстановятся быстрее всего.
SMM
SMM-сфера пострадала довольно сильно. Привычные площадки заблокировали, а как вести себя с новыми, было непонятно. Мы подготовили несколько советов, как не растеряться в изобилии новых платформ и сохранить холодный рассудок.
- Изучать статистику популярных соцсетей.
- Следить за новыми площадками, но не регистрироваться сразу во всех. При этом внимательно следить за развитием событий, чтобы успеть охватить свою аудиторию быстрее других в случае роста популярности площадки.
- Использовать все новые возможности соцсетей, появляющиеся регулярно.
- Продолжать работу с блогерами, но уже на новых площадках.
Креатив
Тренд на бережное отношение к человеку, его потребностям и особенностям процветает в креативных концепциях. Не забываем и про социальную составляющую: в этот сложный период бренды и люди объединяются, помогают друг другу, и, конечно же, уязвимым группам. Например, благотворительный фонд Alivia совместно с Национальным исследовательским институтом онкологии им. Марии Склодовской-Кюри (Варшава) превратили изображения раковых клеток в криптоарт, средства от продажи которого пошли на борьбу с недугом. Отличный пример, как что-то негативное, в частности тяжёлый диагноз, превращают в арт-объект, чтобы собрать деньги на благотворительность.
Дизайн
Некоторые тренды дизайна появились в прошлом году и продолжили развитие в 2022, а что-то зародилось в этом. Дизайн — инструмент влияния на наше восприятие. Многие предметы вокруг — от стула, на котором вы сейчас сидите, до гаджета, с которого читаете этот текст — дело рук дизайнеров. Дизайнерские тренды отражают общественные тенденции, реагируют на значимые события, формируют культуру. Например, дизайн «из 90х» отражает ностальгию по ранней цифровой эпохе, а тренды на яркие цвета в диджитал, 3D
В качестве источников в агентстве использовали международные исследования: Accenture: The Social Commerce Revolution 2021, Dazed Media: A Future World 2031, Dentsu: Creative Trends 2022, Future Top 100 2022, Culture&Trends Report 2022, Ipsos: Flair Russia 2022, Mediascope и другие.