Архангельская область получила туристический бренд, разработкой которого занималась компания «Point. Точка развития». Её руководитель Наталья Рыбальченко представила итоги работы, которая началась в мае 2015 года, на презентации в Туристско-информационном центре (ТИЦ) региона. По ее словам, проект включал проведение аналитических исследований, разработку стратегии развития туристического бренда и визуального стиля.
Основой логотипа Поморья стал образ «птицы счастья». В разработке айдентики активно участвовали преподаватели и студенты Британской высшей школы дизайна. Вскоре эксперты обещают представить слоган, который дополнит графический символ.
Сейчас рабочим вариантом является «Архангельская область. Максимум впечатлений». ТИЦ планирует провести целую серию презентаций для разных целевых аудиторий, чтобы раскрыть концепцию регионального брендинга. Организация готова терпеливо и аргументированно объяснять основные позиции, заявил руководитель регионального ТИЦ Олег Мосев.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов одобрил работу дизайнеров и решил использовать разработанный брендбук. «Мне очень нравится предложенный вариант логотипа и фирменного стиля. Он профессионально и убедительно выполнен, хорошо передает характер нашего региона и его огромные возможности, причем не только туристические», - сказал глава региона.
В «Point. Точка развития» объясняют, что основная идея бренда - удивительное разнообразие впечатлений, которое ждет туриста в северном крае. Перед компанией стояла задача поднять самооценку жителей, дать им повод для гордости, а туристам - показать масштаб региона.
Эксперты выделили основные ценности, которые важны для жителей области: преодоление (холода, расстояния, силы тяжести); воля (ежедневный вызов себе, природе, будущему); холодный край – теплые люди; настоящие природа, люди, еда; столкновение крайностей (религия и атеизм, свободные поморы и Соловки как место ссылки). В итоге характер края и его жителей объединились в двух понятиях: максимализм и разнообразие.
Архангельская область - край с древней историей и богатой культурой, поэтому основой для логотипа стал традиционный символ - птица счастья, переосмысленный на современный лад. Знак состоит из разноцветных лучей, расходящихся в разных направлениях, что передает идею разнообразия и стремления к максимуму. Логотип дополняет набор пиктограмм для самых значимых явлений и мест области: полярного сияния, рыбных богатств, деревянного зодчества, Белого моря, атомных подводных лодок, космодрома «Плесецк».
Впрочем, местные СМИ уже отметили вторичность работы и ее схожесть с логотипом туристической ассоциации из немецкого региона Северный Рейн-Вестфалия.
Туристический логотип земли Северный Рейн-Вестфалия
Григорий Храбров, бренд-стратег Brandson Branding Agency
Тут все дело в том, кто целевая аудитория. Для нас, как профессионалов отрасли, знак и его развитие в стиле действительно кажется вторичным. Но иностранцам такой стиль по душе, в этом я не сомневаюсь: он рассказывает что-то о нашей ментальности, которая, как известно, формируется в том чисел и ландшафтом.
Если задача – поведать жителю Лондона, что есть такая замечательная земля на краю мира, где живут белые медведи, северное сияния и полярная ночь, то это будет работать. Если дополнить этот рассказ тем, что Поморье – это место, не знавшее крепостного права, откуда родом Ломоносов, можно добиться еще большего эффекта.
Задача туристической айдентики – сугубо прикладная. Вызывать интерес, рассказать о достопримечательностях, воодушевить на поездку. Мне вот со временем стало казаться, что сходство визуальных решения для иностранцев складывается в определенный графический стиль а-ля рус. И это не так уж плохо. По крайней мере, для англичанина или португальца мы можем быть интересны.
А внутреннего туриста не обманешь. Он-то знает, что на бескрайних просторах русского севера – тайга и тундра, и они похожи везде, какой бренд ни придумывай. И стоит ли удивляться, что и айдентика несколько монотонна.
Станислав Окрух, директор брендингового агентства SmartHeart
С точки зрения уникальности дизайна, данная работа не блещет своей первичностью. Но если смотреть в целом на отрасль территориального брендинга в России, не привязываясь к мировым стандартам и мировым трендам, то данное решение довольно крепко сложено и заслуживает твердую тройку с плюсом. Без прочтения пресс-релиза совершенно не считывается образ птицы счастья, заложенный в знак. Это может быть и ракета, и бесконечное количество выбора - с точки зрения отображения генеральной идеи "Максимум впечатлений" символ уместен и сильно не противоречит данному вербальному смыслу.
Шрифт, на мой взгляд, излишне роботизирован и не уникален. Какую часть платформы он визуализирует, совершенно не понятно. Пиктографическое решение, работающее совместно со шрифтом, как прием импонирует. Так же импонирует фото стиль, он захватывает дух и погружает атмосферу Архангельской области.
Если говорить про характер знака и бренда в целом, то, на мой взгляд, в нем не хватает характерных особенностей, глубины идентичности и погружения в суть задачи. Данное решение на туристической выставке будет похоже на все остальные туристические бренды.