Акционеры «АвтоВАЗа» согласовали отставку главы компании Бу Андерссона. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил The Wall Street Journal, что решение было принято вместе с контролирующим акционером - альянсом Renault-Nissan. Топ-менеджер раскритиковал Андерссона за большие убытки и жесткую кадровую политику. После публикации в зарубежном издании информацию о смене руководства подтвердили и в Alliance Rostec Auto BV, которая управляет автоконцерном. Преемник должен возглавить следующий этап по выходу из кризиса, отметили в пресс-службе.
Бу Андерссон приступил к исполнению обязанностей в начале 2014 года, он стал первым иностранцем во главе «АвтоВАЗа». С ним заключили трехлетний контракт, где были зафиксированы основные показатели. По информации РБК, новый руководитель должен был увеличить рыночную долю компании до 20% и вывести «АвтоВАЗ» на уровень безубыточности.
Однако итоги 2015 года оказались неутешительными для Андерссона. Производитель получил рекордный убыток в 74 млрд рублей; убыток от операционной деятельности увеличился более чем в восемь раз, до 66,8 млрд рублей. Доля «АвтоВАЗа» на российском авторынке составила 17,9%.
Андерссон подчеркивал, что в январе доля компании достигла 19,8%, и обещал преодолеть отметку в 20% к концу 2016 года. Иностранный менеджер планировал вывести доверенный ему бизнес на новый уровень развития. При Андерссоне вышло шесть новых моделей под брендом Lada, но это не спасло компанию.
По данным PwC, в прошлом году «АвтоВАЗ» стал лидером по росту цен, из-за чего Granta потеряла статус самого дешевого автомобиля на российском рынке.
Сейчас модель стоимостью 383,9 тысячи рублей проигрывает Lifan Smily и Daewoo Matiz, а цена новой Vesta приближается к основным конкурентам — Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo. СМИ неоднократно писали о переносе производства Vesta из Тольятти в Ижевск, называя логистическое решение Андерссона весьма странным. Дополнительные расходы оценивались в 10 млрд рублей.
«Он сделал достаточно много для того, чтобы предприятие пришло к той плачевной ситуации, в которой оно находится сегодня», — сказал Чемезов в интервью ТАСС. Глава «Ростеха» вменяет Андерссону нежелание работать с российскими поставщиками комплектующих. Топ-менеджер пошел «по самому легкому пути» — заключал договоры с поставщиками Renault и Nissan. Представитель акционера считает, что глава «АвтоВАЗа» должен был работать с российскими поставщиками, а также привлекать иностранных партнеров для создания совместных производств.
Большую роль в отставке сыграло и социальное недовольство в Тольятти – тысячи уволенных сотрудников предприятия так и не смогли найти работу. Сейчас на заводе работают около 44 тысяч человек, а в начале 2014 года штат насчитывал 70 тысяч. В конце января Андерссон объявил, что с 15 февраля «АвтоВАЗ» снизит зарплаты сотрудникам на 20% и перейдет на четырехдневный график работы. Около 3 тысяч сотрудников были переведены на социальные работы. Сокращение привело к митингам протеста в моногороде, центром которого является автозавод.
Непрозрачность отдельных статей расходов только усиливала напряженность. Так, руководство «АвтоВАЗа» обвиняли в финансировании непрофильной деятельности.
В Тольятти и Ижевске ходили слухи, что Андерссон тратил огромные средства на обустройство четырех загородных домов, где он проживал с гражданской женой Катержиной Матушковой. Она занимала должность директора проекта по корпоративному развитию, пока на предприятии не начали внедрять «Кодекс Этики».
В январе 2016 года из-за возможного конфликта интересов Матушкова оставила свой пост. Тогда Андерссон поблагодарил ее «за глобальное изменение восприятия Lada, за яркие публичные мероприятия». Именно с Матушковой связывают чешское рекламное агентство McShakespeare, которое занималось маркетингом и PR-консультированием «АвтоВАЗа».
Портал «Русский автомобиль» сообщал, что за год агентство получило порядка 5 млрд рублей. Бывший сотрудник пресс-центра называл McShakespeare «личным маленьким бизнесом» Матушковой.
Имя нового главы автогиганта станет известно 15 марта на заседании совета директоров. Кандидатуру выдвинет альянс Renault-Nissan, которому принадлежит контрольный пакет акций в Alliance Rostec Auto BV. Наиболее вероятным претендентом называют другого иностранца — француза Венсана Кобе, который руководит маркой Datsun.