Объем и состав данных, которые будет собирать единый измеритель рунета, избыточны и нарушают права граждан, утверждают ассоциации участников рынка. Ассоциации больших данных (АБД) и «Интернет-видео», Медиакоммуникационный союз (МКС) и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в отзывах к порядку подсчета аудитории утверждают, что часть сведений подпадает под закон о защите персональных данных, и просят Минцифры доработать порядок. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отзывы ассоциаций.
Законопроект об обязательном измерении аудитории интернет-ресурсов был внесен в Госдуму 19 мая. Он позволит государству и рынку получать более четкую информацию о просмотре контента в сети, сможет обеспечить прозрачность, сопоставимость, открытость и полноту данных. Под действие закона попадают сетевые издания, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы и телеканалы, которые вещают в интернете.
В июле Минцифры опубликовало проект о составе и объеме сведений, которые измеритель должен получать. В частности, это:
- идентификатор пользователя и подробные данные о его оборудовании, включая расширение экрана,
- информация о любом посещении ресурса с указанием точного времени и региона,
- IP-адрес (если пользователь заходил через браузер),
- сведения о контенте, который просматривался, вплоть до перечисления заголовков статей.
Однако в ассоциациях заявили, что этот объем данных избыточен для подсчета аудитории. ВАБД считают, что не все сайты сами обладают многими из требуемых данных. Геолокационные сведения подпадают под тайну связи, а передача измерителю идентификаторов пользователей увеличивает риск определения личности человека, что нарушает его право на неприкосновенность частной жизни. В РАЭК добавляют, что новый проект подразумевает получение информации о характеристиках конкретных пользователей: идентификатор позволяет выделить из общей аудитории конкретного посетителя сайта и детальные сведения о просмотре им контента.
Ранее рекламодатели и медиахолдинги уже просили доработать проект — они опасаются, что закон обяжет площадки отдавать измерителю конфиденциальные данные, которые могут быть использованы в коммерческих целях. Участники рынка также отмечали, что при создании системы единого медиаизмерения важно учитывать опыт, потребности и профессиональную экспертизу игроков рекламного рынка.
Один из источников «Коммерсанта» утверждает, что подготовка документов продолжается, вскоре их снова обсудят с отраслью, чтобы «найти баланс между интересами государства и ключевых игроков».