Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

BrandScience: привычки россиян во время пандемии COVID-19

Первые итоги исследования агентства

Прошло почти два месяца с момента объявления обязательной самоизоляции и две недели с момента начала ее поэтапного завершения. Все это время агентство BrandScience (входит в MEDIA DIRECTION GROUP) проводило исследование о влиянии пандемии коронавируса COVID-19 на поведение людей. Пришло время подвести первые итоги.

Насколько серьезно люди относятся к пандемии?

С момента объявления рабочей недели люди уже замечают изменения после ослабления режима самоизоляции. 51% отметили, что людей на улице стало больше. Это отображают и данные «Яндекса»: к примеру, на 25.05 в 16:25 индекс самоизоляции в Москве составлял всего 1,9 балла. При этом обеспокоенные своим здоровьем (что отмечает 45% респондентов) люди больше следят за безопасностью по отношению к себе и другим. На момент замера 18.05−21.05 53% опрошенных отметили, что стало больше людей, которые ходят в масках и перчатках. 26% заметили, что люди стали соблюдать дистанцию.

Более того, социальная дистанция между людьми становится новой нормой взаимодействия. Мы значительно ограничили общение с друзьями и родственниками: буквально за месяц процент таких людей вырос с 15% до 62%. Еще до объявления обязательной самоизоляции 49% ограничили посещение общественных мест, и, по опыту других стран, люди не планируют быстрого возвращения к общественной жизни. По данным Romir и BCG в США, каждый третий планирует посещение кинотеатров лишь через 3−6 месяцев, а 25% не раньше, чем через полгода. Ряд факторов и новых привычек приведут к новому уровню планирования в жизни больших городов: обязательное расстояние между столиками в ресторанах, ограниченное количество людей в магазинах и салонах красоты, избегание лишних поездок в общественном транспорте. Также по глобальным данным Romir и BCG, если до пандемии личный автомобиль предпочитали 34% опрошенных в мире, то с момента ее начала таких стало 66%. А 72% респондентов, не имеющих автомобиля, заявили об усилившемся желании его приобрести во избежание риска заражения.

Несмотря на стабильное желание просто сходить в кафе (25% по данным на неделю 13.05−21.05) и в кино или театр (24%), позаниматься спортом на улице или в спортзале (17%), люди понимают, что сфере развлечений понадобится ещё много времени, чтобы вернуться к прежним форматам. Поэтому развлечения дома стали сначала вынужденной, а потом привычной альтернативой. К середине апреля 54% стали больше смотреть фильмов и сериалов в интернете, 26% играли в онлайн игры, 18% проходили образовательные курсы онлайн.

Как изменились привычки россиян?

Уже давно стало понятно, что как раньше уже не будет. Трансформация, происходящая в обществе, подтолкнула людей к новым привычкам, которые надолго останутся с нами. Большинство этих факторов нельзя назвать абсолютно новыми — в той или иной степени они уже существовали в качестве зарождающихся трендов, и теперь получили сильнейший стимул для активного развития.

Например, мы вспомнили базовые правила гигиены, и уже вряд ли их забудем. К концу апреля на 15% выросло количество тех, кто гораздо чаще начал мыть руки (77% vs 67% на первой неделе замера 17.03 — 25.03). На 50% увеличилось количество людей, пользующихся антисептиком (54% vs 36%). По данным Tiburon Research, особенный рост внимания к гигиене замечен среди молодой аудитории 18−24 лет: если в середине марта только 45% отмечали, что стали мыть руки чаще, то к 27.04 таких стало 80%. Это привычка, скорее всего, закрепится на постоянной основе и будет воспитываться в следующих поколениях, что, в свою очередь, позволит категориям с релевантной продукцией проще взаимодействовать с молодым сегментом.

Удаленная часть жизни становится привычной. Работа из дома для многих останется актуальной. Если в Москве на последней неделе марта работающих удаленно было 14%, то к концу апреля таких стало 43%. После отмены «нерабочих дней» (на момент замера 18.05−21.05) 23% москвичей вышли на работу. При этом большинство (31%) продолжают работать из дома. По данным «КоммерсантЪ», 20% работодателей России готовы разрешить сотрудникам работать удаленно после окончания карантина.

По опыту других стран потребители также не торопятся возвращаться в магазины, предпочитая ставший привычным онлайн-шоппинг. По данным McKinsey, 55% потребителей в Китае заявляют о намерении продолжить заказывать продукты в интернете. Привычка покупать онлайн, теперь ставшая действительно массовой, диктует в целом новую модель поведения потребителя. В условиях диджитал-пространства альтернативы на порядок больше, и становится как никогда важно выстроить эмоциональную связь с потребителем.

Как изменилось медиапотребление?

Медиаканалы также претерпевают изменения. По данным Mediascope, телесмотрение по-прежнему опережает показатели прошлого года. Это заметно как по периоду майских праздников (на неделю 4.05−10.05 телесмотрение выросло на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), так и по периоду после праздников (на неделе с 11.05 — 17.05 +16% vs та же неделя 2019 года). Однако время просмотра ТВ продолжает падать по сравнению с предыдущими неделями карантина, например, по сравнению с первой неделей — на 18% во всех возрастных группах.

При этом, по данным Kantar, роль ТВ как доверенного источника информации в эпоху пандемии выросла: 31% доверяет информации на ТВ vs 14% не доверяет. Интерес к новостям действительно вырос по сравнению с прошлым годом — спрос по времени на новостные передачи вырос на 34% на неделе с 4.05−10.05 по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Но, по опыту Китая, с окончанием самоизоляции показатели телесмотрения вернутся на прежний уровень.

Изменившийся городской трафик также приведет к переосмыслению роли наружной рекламы. Люди продолжат передвигаться по городу, но выбор будет в пользу пеших прогулок и личного транспорта. Навигационная ООН не потеряет своей актуальности, а текущая трансформация приведет к дальнейшему развитию программатик OOH.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.