Думали, недавно завершившийся фестиваль Cannes Lions прошел без скандалов? К сожалению, без обвинений в адрес победителей и жюри не обошлось. В этом году споры разгорелись вокруг кейса Speeding Emojis, созданного колумбийским агентством MullenLowe SSP3 для автомобильного бренда Hyundai.
Кампания за ответственное вождение включала три принта с абстрактными фигурами: Party Emoji, Laughter Emoji и Toy Gun Emoji. По словам креаторов, именно так выглядят эмодзи на скорости 49 км/ч, 56 км/ч, 69 км/ч и 85 км/ч. Цель проекта — привлечь внимание к проблеме дорожных-транспортных происшествий, которые происходят по вине водителя, отвлекшегося на мобильный телефон.
Кейс Speeding Emojis получил Wood Pencil на D&AD, но всеобщее внимание привлек на прошлой неделе, когда жюри Cannes Lions присудило ему бронзового льва в категории Print & Publishing.
У профессионального сообщества возникло сразу несколько претензий как к агентству, так и к жюри фестиваля. Во-первых, как пишет Adweek, награду получил проект, созданный на основе изображения с Shutterstock. MullenLowe SSP3 подтвердило изданию, что приобрело несколько иллюстраций у украинского пользователя Andriy_A, немного отредактировало их и снабдило надписью. Например, данное изображение было просто «отзеркалено» и откадрировано.
Во-вторых, самого автора иллюстраций с Shutterstock обвинили в плагиате. Голландский дизайнер Рик Остенбрук (Rik Oostenbroek) заявил, что пользователь фотостока скопировал идеи и стиль, которые сделали его узнаваемым на рынке.
Впервые Остенбрук увидел принты Hyundai на платформе Behance. Дизайнер высказал претензии в комментариях, после чего с ним связался директор по работе с клиентами MullenLowe SSP3 Карлос Андрес Родригез. Представитель агентства извинился и сообщил, что у креаторов не было намерения воровать работы. Родригез также дал понять, что все иллюстрации были приобретены законным путем на Shutterstock.
По словам голландца, он не собирался раздувать драму из случившегося, пока не узнал, что кейс Hyundai взял награду на международном фестивале креативности. «Я был просто шокирован и потрясен», — говорит Остенбрук, поскольку ему как частному лицу приходится только мечтать о Каннских львах. Он также возмущен, что жюри не поинтересовалось происхождением креатива, и удивлен тем, что уважаемое агентство создало кампанию на основе стоковых изображений и выдвинуло ее на несколько наград.
Один из членов жюри, которое оценивало работы в категории Print & Publishing, на условиях анонимности признался: если бы они знали о подходе агентства, то пересмотрели бы свою оценку. Но еще больше его беспокоит тот факт, что авторы работы не упомянули и не отблагодарили художника, чью работу так напоминает их собственная.
Использование фотостоков — не грех, но одно дело, когда они являются инструментом, и другое дело, когда они заменяют создание оригинального креатива. «Если вы буквально скопировали и вставили что-то и наложили текст, не думаю, что это достойно награды», — говорит Крис Гарбатт, CCO TBWA\Worldwide. По его словам, жюри часто обсуждает, насколько оригинальна поданная на конкурс работа, но для дискуссии необходима прозрачность. Эксперты должны ясно представлять контекст и происхождение творческого проекта. В случае с Hyundai Гарбатт усомнился в том, что это вообще креатив.
Напомним, это не первый скандал, связанный с победителями Cannes Lions. В 2015 году организаторы лишили награды агентство Geometry Global, которые выдвинули переделанный кейс 2012 года. На следующем фестивале в качестве реализованного кейса была подана работа I SEA, хотя на тот момент приложение находилось в процессе тестирования и даже было удалено из AppStore.