На этой неделе Госдума начала рассмотрение законопроекта, запрещающего пропаганду осознанного отказа от деторождения — так называемого чайлдфри. Юристы, опрошенные РБК, считают, что принятие документа несет риски из-за его чрезмерно широкой интерпретации. В частности, под штрафные санкции могут попасть реклама средств контрацепции, «женские» форумы и даже посты в социальных сетях.
Ранее спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин конкретизировал, что поправки будут направлены на запрет пропаганды бездетности в интернете, СМИ, кино и рекламе. При этом за нарушение рассматриваемых норм предполагается административная ответственность и штрафы до 400 тыс. руб. для физлиц, до 800 тыс. руб. для должностных лиц и до 5 млн руб. для юрлиц.
Объясняя важность закона о запрете пропаганды отказа от рождения детей, спикер приводил примеры тематических групп и сообществ в соцсетях, где, по его словам, часто демонстрируется неуважение к родительству, агрессия к беременным женщинам, детям и членам многодетных семей.
Как отмечает адвокат юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Владислав Губко, новый законопроект напоминает уже существующий запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, который появился в 2022 году. Эксперт предполагает, что новая норма, если ее примут, будет применяться аналогичным образом.
Владислав Губко настаиват, что предлагаемый законопроект окажет прямое влияние на СМИ, кинематограф и рекламу. «Такой закон оставит для российских сериалов и реклам с упоминанием семейных отношений два сюжета: семьи с детьми обязательно счастливы, а семьи без детей обязательно утопают в горе по этому поводу. Вероятно, пропагандой будет признаваться все, что публично относит бездетность к социально приемлемому поведению», — считает адвокат.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай также обращает внимание на возможные риски для корпораций и индустрий. В частности, реклама, продажа презервативов и других контрацептивов прямо может наводить на мысли о нежелании зачатия.
По мнению директора по стратегическим и инновационным продуктам NMi Group Аллы Данилиной, обсуждаемый законопроект «вряд ли сильно отразится» на рекламной отрасли. Эксперт полагает, что участники рынка «уже негласно соблюдают эти правила игры и стараются не затрагивать подобную тему». Рекламные кампании крупнейших брендов ориентированы именно на семейную аудиторию, добавила Данилина.
Также считает и директор агентского направления СберМаркетинг Анна Ветринская. Рекламные блоки, как правило, показывают «классический формат семей — мама, папа и чаще всего два ребенка».
В пресс-службах онлайн-кинотеатров «Кинопоиск», Wink, Okko, «Иви», Start, Kion, Premier и «Амедиатека» отказались комментировать законопроект о запрете пропаганды чайлдфри по разным причинам отказались. Источник РБК в одном из них указал на возникающие риски, аналогичные закону о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и их демонстрации несовершеннолетней аудитории.
Еще один собеседник издания из крупного блогерского агентства опасается, что при слишком широкой трактовке закона под него может попасть выражение собственного мнения по поводу деторождения в соцсетях.
Ранее в Госдуме говорили, что закон не коснется образа жизни и выбора граждан, речь идет только о запрете распространения идеологии бездетности.
Напомним, в июне этого года стало известно, что в Госдуме готовят законопроект, который запретит в России идеологию чайлдфри. На этой неделе правительство поддержало инициативу. Изменения хотят внести в Кодекс об административных правонарушениях.