Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, «чёрная пятница», 26−28 ноября 2021 года, стала рекордной по продажам онлайн: россияне потратили 85,7 млрд рублей, участвуя в акциях и распродажах. Sostav узнал, каким брендам удалось привлечь к себе максимум внимания и как пользователи соцсетей в целом относятся к старту сезона распродаж.
На эти вопросы ответила компания YouScan . Она провела исследование на основе данных из соцсетей за период с 19 по 30 ноября 2021 года. Общее количество постов за это время составило 240 тыс., а пик обсуждений пришёлся на 26 ноября, то есть «чёрную пятницу», после чего резко пошёл на спад.
Период распродаж более активно обсуждали женщины, чем мужчины, однако отрыв в показателях совсем небольшой — 54% и 46% соответственно.
Одна из важных особенностей «чёрной пятницы» в России — брендового контента в соцсетях гораздо больше, чем пользовательского. Постов, в которых аудитория делится мнениями и впечатлениями, — всего 40%. Оставшиеся 60% — реклама в разных проявлениях. При этом большинство пользовательских постов написаны в нейтральной тональности: количество позитива и негатива сохранилось примерно на одном уровне.
Во время «чёрной пятницы» российская аудитория больше всего обсуждала компьютерные игры, а также товары из сегментов моды и интерьера.
В сегменте компьютерных игр часто упоминались игровой сервис Steam и приставка Xbox, в сфере моды обсуждали скидки в самых разных магазинах, включая известный сайт Asos. Что касается интерьера, упоминали различные предметы, которые пользователи хотели купить, без привязки к конкретным брендам.
На изображениях в соцсетях, опубликованных по теме «чёрной пятницы», чаще всего встречались логотипы брендов «Яндекс», Netflix и Sony.
«Яндекс» чаще всего упоминался, когда разыгрывалась электроника (Яндекс-станции) и раздавались промокоды для доступа к сервисам «Яндекс Плюс». Netflix получил упоминания благодаря тому, что логотип онлайн-кинотеатра располагался на книге «Ход королевы», которая продавалась по акции. Логотип Sony, в свою очередь, присутствовал на большом количестве товаров, на которые предлагалась скидка. В их числе были наушники, камеры, телевизоры и другое.
Самое большое вовлечение собирал контент с логотипами Mercedes, Apple и Google. В случае с Mercedes это происходило благодаря тому, что в сети предлагались различные дополнительные сервисы для авто, а в качестве рекламы использовались именно машины Mercedes. На технику Apple, в особенности телефоны, было много скидок. Бренд Google присутствовал на изображениях с техникой — на рекламных баннерах часто упоминался сервис Google Play.
Самое большое вовлечение получил пост на страничке «Спортмастера» во «ВКонтакте». Акция собрала 4 тыс. лайков, 2 тыс. репостов и 34 тыс. комментариев — это рекордный результат «чёрной пятницы».
Если проанализировать все посты на предмет аспектов, которые в них обсуждаются, окажется, что большое количество негатива касается цен на товары.
Согласно данным YouScan, российские пользователи выражали недоверие к тому, что скидки реальные, а также находили этому подтверждение. Многие бренды заведомо повышали цены, затем снижали их до обычной стоимости и обычную стоимость преподносили как цену со скидкой. На отдельных маркетплейсах товар со скидкой было невозможно заказать. Своё скептическое отношение к распродажам пользователи выражали и с помощью шуток.
Более того, среди наиболее часто упоминаемых слов о «чёрной пятнице» зафиксировано большое количество негатива, связанного с недоверием и разочарованием.