Нейросети уже сейчас выполняют комплекс маркетинговых задач и помогают сотрудникам стать более продуктивными. Наращивать уровень внедрения ИИ мешает дефицит профессиональных кадров из-за недостаточного уровня специализированного образования. Вузы видят спрос, и скоро ситуация должна измениться. А мы, в свою очередь, увидим ускоренное внедрения нейросетей в производственные процессы компаний, как крупных, так и небольших. Об этом Sostav рассказала Дарья Гребенькова, руководитель группы продуктовых и маркетинговых исследований Ingate Group.
Нейросети и эффективность бизнес-процессов
Расширение возможностей для применения искусственного интеллекта (нейросети, которые имитируют человеческие навыки и способны выполнять задачи с открытым решением) мотивирует российский бизнес создавать внутри себя отделы для внедрения таких инструментов в производственные процессы. Уже 9% компаний создали отдельные структуры, а 17% — сформировали для этих целей команды. Таковы результаты исследования Ingate Group, проведенного на основе опроса собственников и топ-менеджеров компаний в различных отраслях.
Это говорит о том, что многие компании уже сейчас осознают потенциальную ценность ИИ для своего бизнеса. Ещё 20% опрошенных заинтересованы во внедрении этих технологий, так что будет расти и доля бизнеса с отдельными структурами. Этому будет способствовать и высокий уровень осведомлённости — лишь 1% специалистов, руководителей и топ-менеджеров ничего не слышали про нейросети.
Зачем это компаниям
ИИ позволяет автоматизировать процессы, тем самым снижая затраты. А возможность глубже изучать и сегментировать клиентов на основе больших данных и их обработки позволяет компаниям предлагать персонализированные продукты и услуги, что повышает конверсию. Экономический эффект — одно из ожидания бизнеса от внедрений ИИ: 72% опрошенных рассчитывают получить прибыль за счёт оптимизации маркетинга и продаж.
ИИ — это не только про маркетинг
В настоящий момент большинство задач, которые в компаниях делегируют ИИ, связаны с креативной составляющей маркетинга. Более 50% опрошенных пробовали генерировать контент и создавать изображения с помощью нейросетей. Но этим задачи не ограничиваются. С помощью технологий компании анализируют и классифицируют данные (41% от опрошенных), обрабатывают запросы клиентов (34%), отслеживают тренды и действия конкурентов — 30% респондентов.
Существующий тренд на использование ИИ в маркетинговых задачах подтверждают и примеры компаний. Директор департамента продуктового маркетинга «билайн бизнес» Нина Матвиенко в интервью для исследования «Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса» рассказала, что с помощью нейросетей группа запустила автоматизированную систему ценообразования, которая учитывает не только внутренние данные компании, но и внешние факторы, в том числе прогноз погоды и курс валют. По её словам, на ограниченном ассортименте товаров, выделенных под ИИ, выручка выросла более чем на 7%, а маржинальность — на 2%.
В открытых источниках также можно найти достаточно информации об эффективности ИИ-технологий. Так в конце марта этого года СМИ сообщили, что после того, как в «Мастер кампаний» в «Яндекс Директе» была внедрена возможность создать объявления с помощью нейросетей, у клиентов, пользовавшихся ею, на 15% выросла конверсия и увеличилось количество новых клиентов. Торговая сеть «Магнит» сообщала, что создала лабораторию искусственного интеллекта Al.Lab. Одна из разработанных технологий — «компьютерное зрение». Оно следит и анализирует, как активно покупатели используют в магазинах ритейлера тележки и корзины для продуктов, определяет и поддерживать их оптимальное количество для каждого магазина.
Но маркетинговые задачи не единственный стимул для создания отдельных структур для внедрения ИИ. В зависимости от специфики и приоритетов отрасли, стимулы сильно различаются. Так в здравоохранении нейросети позволяют быстро обрабатывать большое количество данных диагностики, назначать персонализированное лечение. Что в конечном итоге улучшает качество и доступность медицинских услуг.
Образование — основа популяризации ИИ
Сдерживающим фактором для более активного создания ИИ-структур бизнесом пока является слабое развитие сферы подготовки соответствующих специалистов. Лишь 20% представителей крупного бизнеса, участвовавшие в исследовании, заявили, что проходили программы или курсы. В малом и микробизнесе доля еще ниже — всего 10%. Можно сделать вывод, что сейчас на рынке труда сформировался дефицит профессиональных кадров с навыками работы с ИИ.
Но спрос рождает предложение. Университеты и различные онлайн-платформы уже начали активно развивать курсы для подготовки специалистов. Компании и сами организовывают корпоративное обучение в этом направлении. Бизнес рассчитывает, что благодаря повышению уровня компетенции сотрудников, область применения ИИ расширится, а нейросетям можно будет делегировать все более сложные задачи.
Руководитель программы «Бренд-менеджмента» Высшей школы экономики Виктория Алеманова, в интервью для исследования говорит об этом же: «Все ведущие вузы включают ИИ в свои программы, причём не только для студентов, но и для дополнительного профессионального образования. Сложность только одна — обучающиеся пока не до конца понимают, что хотят получить от ИИ».
Дмитрий Дмитриев, преподаватель МИРБИС:
Большинство сотрудников пытается получить навыки работы ИИ на своем рабочем месте, без прохождения образовательных программ. Им кажется, что это быстро и бесплатно, но конечный результат показывает, что упор исключительно на самообразовании — не самый лучший подход.
Один из вариантов ускорения появления на рынке большего количества профильных специалистов — государственные меры поддержки. И сейчас государство наращивает вклад в технологии. Реализуются федеральные проекты «Искусственный интеллект» и «Экономика данных», которые, в том числе, предусматривают выделение грантов для поддержки компаний-разработчиков ИИ-решений и другие. Бизнесу нужно активно пользоваться этими возможностями.
На основе исследования можно сделать прогноз, что в ближайшее время многие текущие отрасли поменяют подход в работе. ИИ откроет новые возможности с точки зрения систематизации и структуризации информации, позволит создать новые продукты, предложить рынку уникальные компетенции. Так что стоит ждать все большего внедрения в различные бизнес-процессы во всех отраслях.