Сейчас перед многими компаниями встал вопрос — оправданы ли затраты на мерчандайзинг в условиях текущего кризиса? Для тех, кто испытывают проблемы с логистическими цепочками и поставками сырья, мерчандайзинг теряет свою актуальность, так как под угрозой само наличие товара в магазине.
Но на рынке остаются игроки, которые способны найти замену импорту или не сильно от него зависят. Им услуги по мерчандайзингу могут увеличить присутствие товара на полках и повысить продажи даже в кризисное время. Но мерчандайзинг требует инвестиций. Можно ли их сейчас оптимизировать?
Явные варианты снижения затрат на мерчандайзинг
Очевидный способ сэкономить — полностью отказаться от услуг мерчандайзинга. В этом случае товар будут выкладывать сотрудники магазина. Но проблемы с укомплектованностью штата и серьёзной нагрузкой по текущей работе в магазинах приводят к тому, что даже скоропортящиеся товары могут находится на складе по несколько дней. В результате, есть риски падения продаж.
Компании со штатными мерчандайзерами могут сократить штат, а те, которые сотрудничают с агентством, — уменьшить часы. Но каждая из этих мер уменьшит количество торговых точек с правильной выкладкой или частоту их посещения мерчандайзерами, что приведёт к спаду продаж.
Классический мерчандайзинг — большие инвестиции и отсутствие контроля
Описанные пути оптимизации не изменят того факта, что у классического мерчандайзинга есть недостатки.
Первый — это непродуктивное время. Например, время на перемещение от одной торговой точки к другой. Классические агентства для решения этой проблемы предлагают услуги стационарного мерчандайзера, который закрепляется за торговой точкой. Но это имеет экономическую целесообразность только при большом товарообороте.
Оплата больничных и отпусков штатным мерчандайзерам тоже относятся к неэффективным затратам, а агентства включают эти расходы в себестоимость услуг, за которые также платит заказчик.
Второй недостаток классического мерчандайзинга — сложности контроля результатов работы и ручная схема отчётности, которые создают дополнительную административную нагрузку и увеличивают себестоимость услуг. Не говоря уже о некоторых «трюках» с отчётами для заказчиков.
Инновационные технологии
Но сегодня можно платить за фактический объём выполненной у полки работы с помощью краудсорсинга.
Краудсорсинг — это передача глобальных задач большой группе лиц без заключения трудового договора для удешевления процессов.
В сфере мерчандайзинга краудсорсинг позволит оплачивать только фактический объём минут работы у полки без перемещений, отпусков и больничных и обеспечит взаимозаменяемость специалистов.
Но остаётся проблема качества. Ведь «фрилансеры» — это не профессиональные мерчандайзеры. Эту проблему могут решить IT-технологии и цифровизация.
Например, системы распознавания товара на фотографии помогают определить представленность товара на полке (OSA — On Shelf Availability), занимаемую долю на полке и другие показатели. Но не решают всех задач контроля заданий, поэтому их нужно использовать в связке с ручной проверкой отчётов и поездками в магазины.
Антикризисное решение, доступное уже сегодня
Сервис «ПоПолочкам» ещё во время пандемии предложил рынку новый подход к работе в сфере мерчандайзинга. Это агрегатор, выступающий посредником между мерчандайзерами, которые работают через приложение в телефоне, и заказчиками. По тому же принципу работает «Яндекс.Такси» — как связующее звено между пассажиром и водителем.
Сегодня в сервисе зарегистрировано более 50 000 мерчандайзеров. Для них платформа позиционирует себя как сервис для подработки. В текущей ситуации на рынке труда всё больше желающих подрабатывать, что повышает конкуренцию за задания среди специалистов в системе и повышает качество выполнения работы в магазине.
В «ПоПолочкам» есть все назревшие инновации:
- Поминутная оплата — только за выполненную работу в магазине.
- Алгоритм, который обеспечивает взаимозаменяемость мерчандайзеров.
- Алгоритм автоматического распределения и страхования заданий.
- Онлайн-обучение и информирование по обновлениям.
- Контроль за результатами заданий с помощью систем распознавания изображений и ручных проверок.
- Персональный онлайн-кабинет для заказчика с фотоотчётами и статистикой по заданиям.
Результат: снижение затрат на мерчандайзинг — 20−25%, увеличение продаж — 10−15%
«ПоПолочкам» — это антикризисное решение, которое позволяет не только оптимизировать расходы в мерчандайзинг на 20−25%, но и увеличить продажи на 10−15% уже в первый месяц работы с платформой.
Также сервис помогает производителям развеять оставшиеся сомнения и запускает бесплатные пилотные проекты на срок до трёх месяцев. Они проводятся в 25—50 магазинах и, в среднем, дают увеличение продаж в этих точках на ожидаемые 10—15%.
Пилотный проект без финансовых рисков можно провести, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону: