Конкурентоспособность России на международном рынке обеспечили три фактора: государственная поддержка, стабильность законодательной политики и повышение производственно- технического потенциала. Ключевым фактором повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса (АПК), по мнению представителей отрасли является государственная поддержка, как это следует из «Обзора рынка сельского хозяйства», подготовленного Deliotte совместно с «Центром стратегических разработок» (ЦСР). Объем господдержки предприятий АПК в 2018 году составил 248 млрд рублей.
По данным Росстата, 75% прибыли компаний АПК за последние четыре года были сформированы за счет субсидий, полученных от государства. Субсидии остаются одним из ключевых факторов в принятии инвестиционных решений в отрасли, поэтому для компаний очень важно понимать политику субсидирования в долгосрочной перспективе и иметь уверенность в выполнении государством взятых на себя обязательств на всем диапазоне инвестирования.
Представленный на графике показатель «Субсидии, учтенные в составе прибыли» рассчитан как сумма субсидий, включающая как федеральные, так и региональные субсидии.
В целом по отрасли в течение анализируемого периода наблюдается тенденция сти со стабилизацией показателей в 2018 году. Так, в течение 2016 и 2017 годов рост операционных затрат опережал рост выручки, снижалась операционная рентабельность отрасли, рентабельность по прибыли до налогообложения и операционная маржа. Ситуация стабилизировалась в течение 2018 года, и оценка отрасли по финансовым коэффициентам показала хоть и небольшую, но положительную динамику (увеличение на 1 п. п.). Выручка за анализируемый период в среднем ежегодно росла на 10,5%, операционные затраты на 11,8%. При этом выручка животноводства в среднем росла на 9,1%, а растениеводства — на 11,7%.
В 2019 году доля в структуре потребительских расходов таких продовольственных категорий товаров, как мясопродукты, плодовоовощная продукция, а также алкогольные напитки, растет, в то время как употребление молока и молочной продукции и кондитерских изделий уменьшается.
В период 2018−2019 гг. Топ-3 стратегий компаний АПК не изменился: повышение производственно-технического потенциала, сокращение расходов и увеличение объема производства. Отметим, что сейчас бизнес реже ориентируется на стратегию естественного роста, которая теряет позиции, опустившись на седьмое место в рейтинге). Зато становится актуальнее такая стратегия, как вывод на рынок новых продуктов: рост с 8-го до 5-го места.
Горизонт планирования большинства компаний АПК (80%) составляет три года. Почти половина представителей малого и среднего бизнеса отметили, что текущая стратегия их компании рассчитана на срок более пяти лет.
В 2018 году доля расходов населения на продовольственные товары незначительно снизилась и составила 37,46%. В I и II кварталах 2019 года доля потребительских расходов продолжила снижаться и по итогам II квартала составила 35,90%.
Почти две трети (63%) потребительских расходов на продовольственные товары занимают пять основных товарных групп: мясопродукты, алкогольные напитки, овощи, молоко и кондитерские изделия. В 2019 году доля в структуре потребительских расходов таких продовольственных категорий товаров, как мясопродукты, плодовоовощная продукция, а также алкогольные напитки, растет, в то время как употребление молока и молочной продукции и кондитерских изделий уменьшается.
Методология исследования
В ходе расчетов были использованы данные Росстата РФ и экспертного опроса, проведенного авторами исследования. Он проводился методом онлайн-анкетирования и личных интервью. Была использована случайная выборка респондентов из закрытой узкоспециализированной группы, рассматриваемой в полном объеме. В финальную выборку вошли 50 респондентов.