Вокруг дизайна собственной торговой марки «Первым делом», которая принадлежит крупной розничной сети «Дикси», развернулись бурные обсуждения. Авторы проекта - агентство DDVB - обратили внимание своего клиента и профессионального сообщества на то, что на российском рынке существует продукция со схожим визуальным оформлением. Теперь это может вылиться в нешуточное разбирательство, выяснил Sostav.ru.
«Дикси» представила собственную продукцию под новым брендом «Первым делом» в начале прошлого года. Название и визуальный образ марки были разработаны брендинговым агентством DDVB, ставшим победителем творческого конкурса. Своим названием бренд обязан распространённому выражению «Первым делом, купи…», используемому в обиходе при составлении списка приоритетных покупок.
При создании фирменного стиля марки и дизайна продукции авторы использовали простые решения, которые, по их словам, эффективно работают на упаковках самых различных форм и размеров: логотип, выполненный в стиле «подписи-печати», выступающей своего рода гарантом честного подхода и постоянства качества; фон и цветовая гамма, имитирующие оберточную бумагу, как выражение доступности, отсутствия «лишнего» и «вредного».
Под новой СТМ выпускаются продукты питания, входящие в базовую покупательскую корзину - хлеб, яйцо, мясная и рыбная продукция, а также товары повседневного спроса. Продукция под брендом "Первым делом" доступна на полках супермаркетов «Дикси».
Несколько дней назад команда DDVB опубликовала на своей страничке в Facebook пост c пометкой "Подражание - высшая форма лести" и двумя фотографиями - сосисок "Первым делом" и сосисок под названием "Как раньше".
Публикация оказалась перепостом фотографий специалиста в области брендинга Александра Голованя. В своем посте автор отметил, что увидел продукцию "Как раньше" в магазинах сети "Магнит".
Ситуация вызвала возмущение у компании "Дикси": в беседе с корреспондентом Sostav.ru представители ритейлера сообщили, что проводят внутренние консультации по вопросу сходства дизайна и оставляют за собой право в случае необходимости воспользоваться правовыми рычагами защиты бренда. "Мы традиционно жестко пресекаем такого рода ситуации", - подчеркнули в "Дикси".
С большим трудом Sostav.ru удалось получить комментарии от владельцев продукта "Как раньше" - московского мясоперерабатывающего комбината "Фрагмент". Как рассказал Sostav.ru генеральный директор предприятия Антон Казанцев, завод, который работает в Москве с 1986 года, сейчас находится в предбанкротном состоянии и, по его словам, "влачит жалкое существование".
Поэтому с 2012 года "ФРАГМЕНТ" попросту не может себе позволить сотрудничество с брендинговыми агентствами и дизайнерами. Для создания нового дизайна упаковки на предприятии пользуются наработками, которые были сделаны до этого.
Таким же образом дизайн упаковки получили те самые сосиски "Как раньше", вызвавшие бурные обсуждения. По словам Антона Казанцева, много лет данный продукт выпускается под брендом "Купеческий ряд", который является основным для завода. Наименование "Как раньше", которое по размерам и стилистике напоминает логотип марки, не является товарным знаком, а служит своеобразным слоганом для продукта.
Логотип "Купеческий ряд"
Что касается сходства визуального оформления, то генеральный директор завода считает, что оно действительно имеет место. Однако, по словам Казанцева, сотрудники "Фрагмента" никогда не следили за новыми торговыми марками "Дикси" и не пытались скопировать их дизайн.
"Если мы перешли "Дикси" дорогу со своими вонючими сосисками, и если они сочтут, что мы пытаемся себе присвоить их бренд, то поменять дизайн для нас - не проблема, с нашим объемом производства, - подчеркнул гендиректор. - Но мы уверены, что данная этикетка была разработана до того, как "Дикси" вообще появилась".
При этом предоставить подтвержающую документацию, что продукция "Как раньше" в текущем дизайне появилась до марки "Первым делом", гендиректор производителя отказался.
Sostav.ru обратился за комментарием к инициаторам данной истории - агентству DDVB. Креативный директор команды Леонид Фейгин отметил, что схожесть проектов на рынке брендинга - абсолютно нормальное явление, которое встречается достаточно часто, в том числе и в его практике.
В агентстве сходство "Первым делом" с продукцией "Фрагмента" воспринимают как простое совпадение, однако не исключают и того, что общий вектор дизайна мог быть позаимствован. "Наш пост был юмористический. Если же "Дикси" сочтет это совпадение для себя коммерческой угрозой, то это другое дело", - заметил Фейгин.
И действительно, в данной ситуации "мяч", поданный со стороны авторов проекта, оказался на стороне клиента. Теперь ритейлеру предстоит решить, сможет ли схожий с оформлением "Первым делом" продукт "Купеческий ряд" помешать бизнесу и какие шаги предпринимать дальше.