По итогам прошлого года доходы российских музеев от продажи билетов, платных лекций, аренды для киносъёмок и прочей коммерческой деятельности выросли на 13% год к году и составили 29,8 млрд руб. Для сравнения: в 2022-м музеи заработали 26,4 млрд руб. Об этом со ссылкой на статистику Минкультуры сообщает РБК.
Наибольшая часть коммерческих поступлений в 2023 году — 22,6 млрд руб. — была получена за счёт основной музейной деятельности. Почти 2 млрд руб. принесли спонсорские и благотворительные вклады. На платные услуги музеев приходится менее четверти дохода. Основная категория финансовых поступлений — разного рода субсидии.
В прошлом году общий оборот российских музеев с учётом бюджетных ассигнований составил 130 млрд руб. Показатель вырос на 10% год к году. До пандемии оборот музеев был меньше. Так, в 2019 году финансовые поступления оказались на уровне 93,7 млрд руб. Но при этом доля реальных коммерческих доходов была почти 29%.
Большая часть опрошенных изданием представителей музеев связывают увеличение коммерческих доходов с ростом посещаемости, а не с изменением цен на билеты. В Минкультуры согласились с этим утверждением. По данным ведомства, число посетителей музеев год к году увеличилось более чем на 12 млн человек. Показатель превысил допандемийный результат, в то время как средняя стоимость посещения за пять лет сократилась. Абсолютные цифры в министерстве не раскрыли.
Ранее министр культуры Ольга Любимова говорила, что в 2023 году музеи в России посетили 43 млн человек. Самым популярным стал музей-заповедник «Петергоф» в Санкт-Петербурге.