Сегмент ОТТ вырастет на 13,8% к 2023 году, прогнозирует PwС в отчете «Обзор индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019 — 2023 гг.». В 2018 году объем мирового рынка ОТТ-видео составил $38,2 млрд. По расчетам консультантов PwC, ожидается, что в 2023 году это показатель увеличится до $72,8 млрд. Что станет драйвером рынка?
Sostav продолжает рассказывать о наиболее быстрорастущих сегментах медиарынка, читайте также Рынок VR/AR будет расти. Кто в игре? и Как интегрировать бренд в киберспортивный сегмент.
С появлением новых технологий мир стал более мобильным, что сказалось на ситуации медиапотребления. Современные видеоплатформы отличаются удобством просмотра, высоким качеством видео и обеспечивают кибербезопасность зрителя. Первые ОТТ-сервисы были независимыми компаниями и составляли значительную конкуренцию традиционным медиа. Столкнувшись с потерей аудитории, последние начали запускать собственные видеоплатформы.
Сегодня у пользователя есть широкий выбор стриминговых сервисов. Но рынок далек от насыщения. В ближайшее время планируется запуск еще нескольких OTT-платформ: развлекательного медиахолдинга Walt Disney, телевещательной компании NBC, оператора платного телевидения Comcast, телеком-оператора AT&T, технологической компании Apple.
Но с появлением большого количества видеоплатформ и стриминговых сервисов зрителям становится сложнее управлять ими в отдельности. В результате растет спрос на пакетные предложения, которые позволяют одновременно смотреть контент нескольких платформ. Например, такую функцию предоставит пользователям готовящийся к запуску новый ОТТ-сервис Apple TV+. Помимо собственного контента, он будет агрегировать контент других стриминговых сервисов.
Современные видеосервисы делают ставки на разные способы монетизации и предоставляют зрителю выбор более выгодного для него способа получения контента. При этом используется три основных бизнес-модели:
AVoD (Advertising Video on Demand) — предполагает получение прибыли от рекламы.
SVoD (Subscription Video on Demand) — модель, основанная на доходах от пользовательских подписок.
TVoD (Тransactional Video on Demand) — оплата просмотра конкретного контента.
Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки. Рекламная модель позволяет привлечь большее количество пользователей за счет отсутствия платы, однако доходы от рекламы в большинстве случаев не окупают затраты на создание или приобретение контента. Модель, основанная на пользовательских платежах, как правило, имеет ограничения, связанные с платежеспособностью аудитории.
Российский рынок
Объем российского рынка ОТТ-видео в 2018 году составил $190 млн. По прогнозам, к 2023 году эта цифра увеличится до $328 млн, а рост сегмента составит 11,5% в год.
Согласно результатам исследования агентства BrandScience, во втором полугодии 2018 года за просмотр видеоконтента в интернете платили 27% российских зрителей. Эта цифра вдвое превышает показатели 2017 года (12%). Это говорит о том, что культура платного потребления контента в России развивается.
Постепенно к индустрии присоединяются традиционные участники медиарынка. К примеру, в 2018 году «Газпром-медиа» запустил платный онлайн-кинотеатр ТНТ-Premier, а Яндекс представил новый видеосервис «Яндекс.Эфир». Онлайн-кинотеатр Okko был приобретен Rambler Group, которая уже владела крупнейшими киносетями «Синема Парк» и «Формула кино».
Все участники рынка делают ставку на производство эксклюзивного контента. Известно, что ivi в 2019 году собирается вложить 1 млрд руб. в создание контента. В планах компании создать 10 мини-сериалов, 5 премиальных сериалов и 10 полнометражных фильмов. Яндекс также выделяет бюджет для финансирования производства около 10 сериалов своего видеосервиса.
OTT (англ. Over the Top) — технология предоставления видеоуслуг через Интернет. Она предполагает доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон) по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи. OTT использует модель глобальной доступности, где видео и телевизионный сервисы могут физически предоставляться на одном континенте, и быть доступными на другом, пока это не противоречит правам на распространение контента.