В прошлом году крупные российские издательства, выпускающие журналы, понесли убытки и сократили выручку из-за проблем с лицензиями на основные бренды и остановкой инвестиций иностранных компаний в рекламу, сообщает РБК со ссылкой на данные компании по РБСУ.
Например, у ООО «Премиум паблишинг» (дочерняя компания Independent Media) выручка снизилась на 55% (с 437,8 млн до 196 млн руб.). Но убыток удалось сократить — с 17 млн до 12 млн руб. У второй «дочки» холдинга, ООО «Фэшн пресс» выручка упала на 47% и составила 817 млн руб. В 2021 году доход был 1,5 млрд. В 2022 году убыток составил 143 млн руб. против прибыли 206 млн руб. в 2021 году.
Американская корпорация Hearst отозвала лицензию, в итоге холдинг Independent Media был вынужден провести ребрендинг большинства своих изданий. Название журнала Cosmopolitan заменили на The Voice, Esquire — на «Правила жизни», «Домашний очаг» стал «Новым очагом», Men's Health — Men Today, Harper's Bazaar — The Symbol, «Популярная механика» — TechInsider. Ренейминг не коснулся только двух изданий: Grazia и Robb Report, которые издаются по лицензии Mondatory.
Сказался уход Hearst на работе холдинга Shkulev Media. Его глава Виктор Шкулёв быстро купил долю американских партнёров в компании. В итоге закрылся лишь один проект холдинга — журнал Elle. Печатная версия издания перестала выходить летом 2022 года, а сайт закрылся в декабре. Это произошло из-за проблем с рекламодателями. В пакете журналов холдинга остаются Psychologies, Marie Claire, «Вокруг Света» и «Антенна-Телесемь»; кроме того, компания выпускает большое количество городских и тематических сайтов, включая Woman.ru, Maximonline, StarHit.
Основное юрлицо холдинга — ООО «Шкулев медиа холдинг» — сократило выручку на 11% до 1,9 млрд руб., по сравнению с 2,2 млрд руб. в 2021 году. Убыток составил 48 млн руб. Основной доход Shkulev Media, как следует из пояснения к отчётности, приносит реализация журналов (почти 650 млн руб., или 34%) и интернет-сегмент (559,6 млн руб., или 29%), тогда как на рекламу в журналах приходится меньше 10% выручки — 165,8 млн руб.
В марте 2022 года из-за отзыва лицензий Conde Nast одноимённый холдинг прекратил деятельность в России. Компания выпускала российские версии журналов Vogue, Glamour, Tatler, Glamour Style Book, GQ Style, GQ и AD.
В отчёте АО «Конде Наст», что компания не ведёт ни рекламную, ни издательскую деятельность и не намерена возобновлять её снова. В 2022 году выручка компании составила 278,7 млн руб., убыток достиг 694 млн руб., тогда как в 2021 году компания была прибыльной (249,1 млн руб.). В 2021 году выручка составляла 22 млрд руб.,
Единственным крупным иностранным журналом в России, который может издаваться по американской лицензии, остался Forbes. Однако на протяжении почти полугода журнал не выходил в печатной версии, а на его сайте несколько месяцев отсутствовала баннерная реклама. По итогам года выручка издающего Forbes АО «Ас Рус Медиа» упала на 50% (до 436,6 млн руб.), убыток составил 104,4 млн руб. против прибыли 17,9 млн руб. в 2021 году.
По словам представителя холдинга Independent Media, 2022 год был переходным и «очень непростым», уточняет РБК. Компания локализовывала бизнес, проводила ребрендинг и «перестраивала структуры».
Директор по развитию бизнеса Shkulev Media Анатолий Рожков акцентировал внимание на том, что это юрлицо — лишь часть бизнеса компании: «Помимо журналов, в него входят digital-проекты с многомиллионной аудиторией. Это диверсифицированный бизнес, который включает развлекательные и новостные проекты с разными аудиторными моделями и рекламными продуктами».
Доля рекламы в журналах снизилась на 45%, доход от неё составил 2,8 млрд руб. по итогам 2022 года, подсчитала ранее Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Цифры выше, чем в печатном сегменте, где оборот рынка составил 2 млрд руб., но там динамика падения была ниже и составила минус 34% год к году. Но доля рекламы в журналах в общем объёме рынка мала. Журналы принесли меньше 1% от общего объёма рынка в 392 млрд руб. (без учёта телевидения).
Специалисты ассоциации связывают падение доходов от рекламы с уходом крупных зарубежных рекламодателей, с закрытием некоторых глянцевых изданий. Аналитики АКАР также обращают внимание на доходы издательских холдингов от нативной рекламы и спецпроектов — они в официальном отчёте не учитываются. Часть выручки от них приносит порядка 28% от официальных «принтовых» доходов, то есть около 1,6 млрд руб. за 2022 год.