Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
15.07.2022 в 09:55

Создание единого оператора диджитал-наружки приведёт к образованию монополиста (обновлено)

А также к дополнительным затратам со стороны участников рынка

23

Законопроект о создании единого оператора (ЕО) наружной рекламы внесли в Госдуму в начале июля 2022 года. Источник на рынке наружной рекламы рассказал Sostav, что принятие данного законопроекта в первом чтении пройдёт уже сегодня, 15 июля, на внеочередном заседнии Госдумы. Его цель — защита национальных интересов и предотвращение распространения ложной информации и кибератак. Для этого в законопроекте предлагается определить уполномоченную организацию, которая будет получать сведения об объёмах распространения наружной рекламы на цифровых конструкциях (ЦРК), из числа уже существующих системообразующих участников рынка.

Авторы законопроекта считают, что принятие данного закона обеспечит равные условия распространения цифровой рекламы и нивелирование последствий антироссийских санкций. Однако индустрия наружной рекламы крайне встревожена инициативой по внесению поправок в закон «О рекламе», отмечает директор по развитию регионов Gallery Денис Калабухов. «С момента публикации документа мы получаем сотни звонков от представителей региональных операторов, муниципалитетов и рекламодателей — все они выражают серьезное беспокойство по поводу данной законодательной инициативы», — указал он. Sostav также направил запрос в Russ Outdoor.

Денис Калабухов, директор по развитию регионов Gallery:

Одним из критериев, которыми руководствуются разработчики законопроекта является необходимость усиления контроля за отраслью и повышение информационной безопасности. Однако существующих мер контроля вполне достаточно для нормальной деятельности всех участников рынка, а создание единой структуры, наоборот, повышает риски успешного взлома и размещения на рекламных поверхностях несанкционированной информации, одновременно многократно усложнив контроль с географической и технологической точек зрения.

По мнению члена «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе Дмитрия Крючкова, неоднозначность ситуации на рынке и намерение обеспечить экономическую стабильность одному из динамичных сегментов рекламы может привести к углублению кризиса отрасли. Это связано с тем, что фактически принятие такого закона приведёт к образованию монополиста, обладающего единоличным правом ведения предпринимательской деятельности по распространению рекламы на цифровых рекламных конструкциях — единому оператору предоставляются огромные преференции, позволяющие ему тотально контролировать рынок, подчёркивает Крючков:

  • под его контроль отдается вся реклама на цифровых конструкциях с исключительным доступом к ЭВМ для информационного ресурса ЦРК;
  • оператор имеет право размещать собственные ЦРК без конкурса с договором на 30 лет;
  • цена договора определяется Минцифры, как «средневзвешенная» в субъекте РФ. Если договоров на установку цифровых конструкций ранее не заключалось, как это было, например, в Москве в 2013−2014 года, то тогда цена рассчитывается на основании договора на установку и эксплуатацию обычной рекламной конструкции, что существенно занижает ее стоимость;
  • установка ЦРК без получения необходимых разрешений в субъектах РФ на основе схемы размещения ЦРК (утверждается Минцифры) и договора, утвержденного Правительством РФ;
  • правила установки ЦРК будут утверждаться Правительством РФ;
  • требования ГОСТ Р 52044−2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах…» не распространяются на ЦРК, что позволит ставить их где и как угодно;
  • ЕО будет согласовывать все схемы размещения рекламных конструкций в регионах и вносить в них свои изменения.

Пресс-служба медиахолдинга Maer:

Если рынок наружной рекламы отдать в руки монополиста, нас ждет стагнация. Реклама — это в первую очередь про творчество, поиск контакта с аудиторией и донесение значимости. Сейчас есть здоровая конкуренция, и это то, что создает сильные партнёрства, сподвигает тестировать новые гипотезы, разрабатывать более совершенные технологии и инструменты. После исчезновения конкуренции развитие рекламной ниши сильно сбавит темпы, если не остановится вовсе. Даже в нынешних реалиях мы должны оставаться гибкими к ситуации и не отдавать весь прогрессивный рынок наружной рекламы в одни руки.

При этом демонтаж установленных единым оператором рекламных конструкций будет невозможен, так как данный оператор будет освобожден от необходимости получать разрешение на их установку, а значит и не попадет под отзыв такого разрешения в случае нарушений, указывает Калабухов. Он считает, что установка рекламных конструкций по собственному усмотрению единого оператора приведет к нарушению принципов территориального планирования и архитектурного облика городов, ведь наружная реклама размещается с учетом окружающей городской среды и является ее частью.

Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе:

Стоит ли говорить, что это вновь вернет рекламный хаос в стране. Ещё чуть более 10 лет назад можно было видеть, что рекламой было облеплено практически все — города, дороги, здания, даже исторические (можно поискать в сети картинки центра Москвы в конце нулевых). Сейчас снова есть риск стремительного движения к тому, от чего попытались уйти. Фактически, субъекты федерации, муниципалитеты или даже мэр Москвы утрачивают контроль за градостроительным обликом населенных пунктов. Владелец единого оператора обретает возможность «тыкать пальцем» в карту и требовать удовлетворения своих желаний от градоначальников. Как будет осуществляться строительство (в том числе и транспортно-пересадочных узлов) в местах, которые на 30 лет получит единый оператор, неясно.

Крючков считает, что размещение рекламы всех операторов через систему ЕО приведёт к дополнительным затратам для компаний на рынке и отрицательно скажется на их финансовом состоянии. «Имеющееся программное обеспечение потребует затрат на его доработку у сотен операторов в стране, которые ринутся искать необходимые комплектующие и технологии, что повлечет и соответствующие расходы», — считает Крючков. Кроме того, операторы должны будут платить ЕО за право размещать рекламу на собственных конструкциях. Законопроект ставит существующих операторов наружной рекламы под угрозу полной потери бизнеса и разрушения отрасли наружной рекламы как таковой вследствие фактического устранения рыночной конкуренции, подчеркнул Калабухов.

Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе:

Диджитал-формат в наружной рекламе составляет сейчас почти половину рынка наружной рекламы. Такие условия в случае принятия закона будут означать по факту сворачивание деятельности у много игроков. Попытки возместить свои расходы за счет рекламодателей увеличением цены могут быть снивелированы демпингом со стороны ЕО, условия у которого будут отличаться от остальных в более привлекательную сторону. Но сейчас сложно предполагать какой-либо сценарий, кроме одного: сокращение рынка и, как следствие, увольнение людей и изменения на рынке труда, уже отягощенном санкциями. Вполне очевидно, что банки, кредитующие существующих владельцев цифровых рекламных конструкций, после одобрения законопроекта могут направить требования о досрочном погашении заимствований.

Денис Калабухов, директор по развитию регионов Gallery:

Принятие законопроекта поставит крест на деятельности и развитии малого и среднего рекламного бизнеса в стране, приведет к уходу с рынка федеральных и локальных участников рынка рекламы, радикальному сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. В нынешних условиях беспрецедентного санкционного давления подобные встряски крайне губительно скажутся на развитии малого бизнеса, особенно в регионах.

Внесенная инициатива также предлагает регулировать все объявления физических лиц в интернете, размещаемые «не в целях осуществления предпринимательской деятельности».

Пресс-служба «Авито»:

Создание больших компаний — лидеров индустрии — занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые IT-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли. Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.