Ассоциация «Антиконтрафакт» попросила Роспотребнадзор усилить контроль за оборотом одноразовых электронных средств доставки никотина (ЭСДН), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение организации к главе ведомства Анне Поповой.
Авторы письма отмечают, что спрос на устройства растет, но из-за того, что одноразовые ЭСДН не подлежат сертификации, рынок остается непрозрачным. При этом на упаковке зачастую нет информации на русском языке, а концентрация никотина может превышать норму 20 мг на 1 мл.
По данным «Антиконтрафакта», в 2020 году в России было продано от 50 млн до 100 млн одноразовых электронных сигарет. В бюджет от их продажи поступило только 285,5 млн руб., что соответствует 5,7 млн устройств. В ассоциации считают, что большинство одноразовых ЭСДН либо ввозятся нелегально, либо декларируются как изделия, не подлежащие акцизному налогообложению.
Источники «Коммерсанта» из табачной отрасли считают, что кампания по «обелению» рынка одноразовых ЭСДН может быть связана с тем, что крупные табачные компании планируют продавать в России подобные устройства.
Представитель единого оператора системы маркировки ЦРПТ подтвердил, что ввести маркировку жидкостей для заправляемых ЭСДН Минпромторгу предложили табачные компании Philip Morris International (PMI), Japan Tobacco International (JTI), British American Tobacco (BAT) и Imperial Tobacco. Уже готовится проект постановления правительства об эксперименте по маркировке, который должен начаться в 2022 году. В него также войдут закрытые курительные системы и одноразовые электронные сигареты.
Представители BAT, PMI и «JTI Россия» рассказали, что компании поддерживают усиления госконтроля за оборотом одноразовых ЭСДН. В Минсельхозе также поддержали инициативу. По словам представителя ведомства, первая редакция технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на продукцию с содержанием никотина уже разработана. В Минпромторге подтвердили, что вопрос эксперимента по маркировке одноразовых ЭСДН прорабатывается с бизнесом.
Ранее стало известно, что производитель электронных сигарет Juul выкупил весь номер журнала о здоровье American Journal of Health Behavior за май-июнь 2021 года, чтобы разместить в нем 11 исследований о том, что продукция компании помогает бросить курить — все они были профинансированы Juul.