Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
15.08.2024 в 15:00

Есть ли жизнь после YouTube?

Как изменится цифровой ландшафт россиян в случае прекращения работы самого популярного видеохостинга в мире

12

Ситуация с YouTube в России остается сложной и нестабильной, балансируя на грани блокировки — в соцсетях массово жалуются на ухудшение работы видеохостинга. При этом в СМИ прошли слухи, что замедление YouTube планируют «свернуть». Реализация каких сценариев может стать наиболее вероятной для пользователей в ближайшее время в случае окончательного ухода платформы, разбирался Sostav.

Американские горки

Середина лета 2024 года ознаменовалась горячими дискуссиями в российском инфополе вокруг замедления YouTube. О сбоях работы видеохостинга предупреждал «Ростелеком», ссылаясь на проблемы с оборудованием Google. Кремль опроверг предположения о возможной блокировке платформы.

Замедление работы YouTube в России, а для некоторых пользователей и полная недоступность сервиса, проходили неравномерно. Масштаб проблем зависел от интернет-провайдера, вида браузера или типа устройства — отсюда и столь широкий спектр сетований в социальных сетях. При этом 10 августа количество жалоб на работу десктопной версии видеохостинга сократилось.

В результате вся эта ситуация напоминает американские горки с крутыми виражами, обрывами и подъемами. Вопрос «Ожидать ли окончательного прекращения работы YouTube?» остается открытым.

Наш ответ YouTube

Часть пользователей готова к компромиссам и выбору альтернативных платформ. Rutube и «VK Видео» вошли в ТОП-3 самых скачиваемых приложений в России. Однако вскоре Rutube был удален из российской версии App Store, «Роскомнадзор» уже потребовал вернуть отечественный видеохостинг.

Не смотря на эту неприятность, рост аудитории альтернативных платформ продолжается. Rutube, «VK Видео» и «Дзен» — фавориты среди «старых новых» игроков. Валентина Чибисова, заместитель руководителя отдела Digital&SMM агентства GREATIVE , прогнозирует, что VK получит еще больше пользователей благодаря сервису «VK Видео». Она также выделила «темных лошадок» российского рынка видеохостингов — Yappy и NUUM — за активностью которых стоит наблюдать.

С оценкой Валентины Чибисовой в вопросе роста аудитории VK солидарна Анна Козырева, руководитель отдела маркетинга в социальных медиа OMD OM Fuse. По ее мнению, появляющиеся новые платформы не выдержат конкуренции с VK, не оправдав ожиданий рекламодателей, а «Дзен» сохранит за собой нишу площадки для узконаправленного охвата.

Кроме малоизвестных Yappy и NUUM, существуют и другие незамеченные сервисы. Так, Андрей Семенов, директор департамента цифровых СМИ Arena (группа АДВ), напомнил о появлении на рынке видеохостинга «Платформа». Ее разработчики утверждают, что она станет аналогом YouTube с привычными функциями и удобным интерфейсом. Посмотрим, в какой степени реализуются обещания свежей российской альтернативы.

Аполлинария Двуреченская, главный операционный директор Okkam Creative:

На данный момент мы по кампаниям на YouTube не видим снижения охватов. Ряд блогеров и продюсерских центров так же сообщили, что не готовы пока переезжать на новые платформы. И не так просто создать быстро платформу, которая заменит YouTube для авторов контента по удобству, поэтому вскоре новые игроки, способные переключить на себя блогеров, вряд ли появятся. Из текущих платформ, куда потенциально могут мигрировать блогеры, можно перечислить Rutube, VK, Тelegram, «Дзен», Twitch и Nuum

Руководитель департамента цифровых инноваций Havas Media (группа АДВ ) Дмитрий Бусурин считает, что главными выгодоприобретателями ухода YouTube могут стать Rutube и «VK Видео». Он полагает, что более нишевые платформы получат не столь масштабный импульс к развитию, а появление новых сервисов вероятно с малыми шансами на успех. Эксперт обращает внимание, что даже с большими инвестициями отечественные платформы пока не смогли стать полноценной заменой YouTube.

Другая оптика в вопросе поиска альтернатив YouTube у CDO MI Group Максима Ермолаева.

Максим Ермолаев, CDO Media Instinct Group:

Надо сказать, что рынок ожидает блокировки YouTube с 2022 года. С тех пор на рынке видеорекламы наблюдался сильный дисбаланс из-за того, что трафик на площадке сохранялся, а монетизация нет. Так что блокировка для профсообщества — положительная новость. Спрос на видео органически перетечет на Rutube, «VK Видео», «Дзен» и другие платформы.

В контексте диджитал-маркетинга

Мировой тренд роста рекламного рынка затронул и нашу страну. Диджитад-директор Nectarin Екатерина Фролова считает, что прогнозируемый рост рынка на 15−22% выглядит вполне реальным. Она подчеркнула, что первое полугодие 2024 года демонстрирует повышение рекламных инвестиций как у крупных компаний, так и у нишевых. Озвученные в ходе Национального рекламного форума прогнозы агентств 2023 года, собранные Sostav, оказались близки к истине. YouTube продолжает значительно влиять на мировой ландшафт диджитал-маркетинга, и есть риск, что в случае блокировки платформы российские компании потеряют важный канал коммуникации.

Однако, по мнению директора по клиентскому сервису Profitator ( Kokoc Group ) Светланы Ширяевой, к сегодняшнему дню уже есть объективные проблемы с рекламой на видеохостинге. Глобально возможность запускать рекламу в YouTube для российского рынка отключили еще пару лет назад, дополняет руководитель направления таргетированной рекламы icontext Эдуард Гвичиани, существует лишь возможность размещать интеграции у блогеров. Также есть alt-roll, которые по стоимости уступают привычным pre-roll, комментирует Дмитрий Бусурин. В связи с этим часть рекламодателей уже давно перешла на более доступные альтернативы, и в случае полной блокировки YouTube ландшафт изменится не столь радикально.

Кроме того, Google ещё сильнее затянул пояса российским пользователям YouTube, деактивировав аккаунты сервиса AdSense. В результате видеоблогеры, лишившись последней возможности монетизации, полностью переместятся на отечественные платформы с доступом привычных рекламных форматов. Дмитрий Бусурин также прогнозирует рост «перезаливов» популярных англоязычных блогеров, как это происходит сейчас с MrBeast.

Финансовые реки

Новые обстоятельства актуализируют вопрос о перераспределении рекламных бюджетов, предназначенных для YouTube. Разумеется, наиболее вероятный сценарий развития событий — это переток средств на российские платформы. Но все ли так однозначно?

По мнению Аполлинарии Двуреченской, бюджеты даже в случае перераспределения на другие платформы останутся внутри сплита инструментов на блогерах, поскольку данный канал эффективен, а найти ему замену по глубине взаимодействия с аудиторией сложно.

Анна Козырева считает, что пока доверие рекламодателей оправдывает видеоплатформа VK, поэтому стоит ожидать, что значительная часть бюджетов пойдет именно туда.

Дмитрий Бусурин, руководитель департамента цифровых инноваций Havas Media (группа АДВ):

Так как основные бюджеты на YouTube были ориентированы на блогеров — большая часть средств перейдет VK. Также, возможно, местом для более нишевых интеграций могут стать Telegram и Nuum.

Кроме того, рекламный потенциал Rutube, «Дзен» и других отечественных платформ, скорее всего, тоже будет развиваться в ближайшее время.

Зигзаг для инфлюенсеров

Инфлюенс-маркетинг остается одним из главных инструментов диджитал-маркетинга. Изменчивая ситуация с YouTube отразилась на этом способе продвижения брендов еще два с половиной года назад, отмечает Андрей Семенов. Многие игроки давно ушли в омниканальность и использование Rutube, Telegram и VK для размещения контента. Эксперт также упомянул потенциальную привлекательность для инфлюенсеров «Платформы».

Елизавета Салова, PR-менеджер агентства *feedstars :

Предположительно блогеры перейдут на Rutube и «VK Видео», но это не означает, что весь их контент будет сосредоточен только там. Например, Telegram сейчас выбирает большее число рекламодателей, несмотря на другой формат рекламы.

Прежде чем принимать решение о переходе на другие площадки, блогеры будут несколько месяцев анализировать просмотры, считает Анна Козырева. Андрей Семенов предполагает, что многое зависит от предложения существующих игроков — Rutube, VK, «Платформа» — и изменения потребления контента на этих ресурсах.

Однако Максим Ермолаев не ожидает сильных изменений на рынке инфлюенс-маркетинга, прогнозируя при этом серьезное сокращение охватов популярных контентмейкеров и формирование их нового топа.

Дело молодое

Пожалуй, молодая аудитория видеохостинга Google наиболее восприимчива к возможности ухода платформы из России. Вопрос «Каким сервисом пользоваться после закрытия YouTube?» для представителей молодежи может быть принципиальным, поэтому ее привлечение на новые платформы требует особого подхода. Каких шагов ждать от российских аналогов для завоевания симпатий подрастающего поколения?

Дмитрий Бусурин, ссылаясь на статистику компании Mediascope, выделил тренд на то, что VK переманивает к себе молодую аудиторию за счет эксклюзивных партнерств, поэтому потенциально может стать основной точкой коммуникации как через блогерские интеграции, так и через стандартные медийные форматы.

Экспертное потребление

Может показаться, что потребление контента обезличено, но замедление YouTube стимулирует развитие индивидуальных подходов пользователей. Аудитория платформы вынуждена проявлять гибкость и изобретательность, выбирая собственные тактики и стратегии: будь то поиск обходных путей или альтернативных площадок.

Екатерина Фролова сообщила, что ее потребление контента напрямую зависит от того, какой материал она ищет. В некоторых случаях она нашла замену или похожий контент на других платформах, но иногда альтернативы пока нет: остался ряд международных каналов и блогеров, контент которых хотелось бы смотреть дальше. В качестве альтернатив американскому видеохостингу Екатерина чаще всего обращается к «Дзену» и Telegram, надеясь, что сохранится возможность пользоваться VPN.

О своей открытости новым платформам сказал Андрей Семенов. При этом он отметил, что никто не собирается отказываться от YouTube, пока есть возможность им пользоваться, но одновременно с этим будут тестироваться новые площадки. Собеседник ожидает трансформации потребления: пользователи будут получать контент с разных платформ и продолжат смотреть YouTube.

Итоги

Ближайшие месяцы покажут, чем закончится «ютубная эпопея». Но летнее замедление платформы стало явным звоночком для бизнеса и жителей России. Ограничение работы видеохостинга, хотя и было предсказуемо, неприятно удивило многих обывателей: неудобно, когда ты не можешь включить привычные мультики своим детям или быстро узнать, как починить кран. Можно лишь поздравить тех читателей, которые не страдают «ютубной» зависимостью.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.