Вот уже второй год мы всерьез воспринимаем термин «онлайн-мероприятие». Формат оказался повсеместно востребованным в дни самых жестких локдаунов и, безусловно, останется таковым во многих нишах: от корпоративного обучения до больших международных бизнес-форумов. Он стремительно эволюционирует, участники рынка приобретают опыт, вырабатывают фирменные приемы и подходы, учатся различать критичное и мимолетное. Олег Крючков, основатель и генеральный директор EventPlatform , рассказал Sostav, что можно считать дурными манерами и категорически нельзя делать при организации мероприятий онлайн.
Отсутствие интегрированности
Еще год назад мы обозначили в статье «От платформы к экосистеме» две главных причины оттока участников: «работает, но неинтересно» и «интересно, но не работает». Если зарегистрированный пользователь, заполнивший профиль или анкету на входе, сталкивается с приглашением чатбота представиться, то удивление («Как? Опять?») — это самая безобидная из его эмоций. Спасибо, конечно, что ради общения с цифровым помощником не нужно открывать другое окно, но если уж решили взять два лоскута функциональности из разных продуктов третьих сторон, то соединять их столь грубыми швами — это провал.
На дворе 2021 год, и отсутствие персонализации, вроде хрестоматийного обращения «Уважаемый (-ая)», — верный признак, что организаторы идут не в ногу со временем. Участника надо уважать, иначе мы его потеряем.
Слепое копирование офлайн-подходов
Трехмерные выставочные стенды, нарисованные двери и прочие виды имитации реального мира в стиле компьютерных игр… Успокойтесь! Пользователь все равно не поверит, что переместился в виртуальную реальность. Кто сказал, что ему удобно пробираться по нарисованным коридорам, которые при плохом интернете еще и пробуксовывают, вместо того чтобы воспользоваться преимуществом цифрового мира, посмотреть на схему в плане и сразу попасть на нужный стенд? Это же так просто. Не нужно пытаться повторить то, что хорошо работает в офлайне. Здесь другие правила, свои методы воздействия на аудиторию и свои инструменты. Другая геометрия, в конце концов.
Вместо того чтобы думать, как преодолеть эти различия, пользуйтесь преимуществами, которые дает онлайн. Иначе все будет выглядеть винтажно, но не очень практично. Участнику должно быть удобно, в противном случае, как говорилось вначале, он уйдет.
Тема пандемии
Меры безопасности — это прекрасно. Но много раз сталкивались с тем, как организаторы и докладчики снова и снова, разными словами, меняя эмоциональные оттенки, говорят об одном и том же: как прошлогодние события все изменили, как они перевернули рынок, как мы искали выход. Коллеги, мы все заметили, что произошло в 2020 году. Мы все прошли через определенные трудности. Может быть, уже достаточно рефлексии, и пора поговорить о чем-то новом? В крайнем случае, рассказывать не «как мы спасались», а «что нового и полезного у нас есть теперь».
Одно издание как-то раз отказало нам в публикации из-за того, что в ней был упомянут карантин. Спасибо ему за это. Кто-то должен был нас остановить.
Антураж
Все уже отшутились про докладчиков в шортах и пробегающих по экрану кошек. Никого не удивляет, более того — никого не интересует, где физически находится спикер, выступая на онлайн-конференции. Это не повод для хвастовства или недоумения — это наша жизнь. Все уже знают, что вы можете говорить из дома под лай собак, крики детей и грохот сковородок. Это никакой не слом коммуникационных барьеров. Если думаете этим сказать: «Видите, я тоже обычный человек», то не получится. Это скорее продемонстрирует аудитории, что вы не уважаете участников и не способны организовать себе комфортное рабочее место.
Слушателям нужно:
- чтобы было хорошо видно и слышно;
- чтобы контент был интересный.
Так что давайте фокусироваться на контенте. Кроме того, следует еще и готовиться. Где бы ни находился спикер, и как бы он ни был занят, репетиции нельзя игнорировать. В офлайне оговорки и запинки легко сгладить невербальными сигналами, а вот онлайн ошибок не прощает.
То же самое относится и к таймингу. В онлайн значительно сложнее уговорить аудиторию задержаться, если поехало расписание. На одном онлайн-мероприятии мы видели, как модератор в буквальном смысле звонила в колокольчик, когда время докладчика истекало. Но мы верим, что репетиции и внутренняя организованность приглашенных спикеров позволят обойтись без этого инструмента.
Технологические «новинки»
В мире много красивого, но значительно меньше практичного. Что хочет сказать аудитории спикер, включающий фон в Zoom у себя за спиной перед выходом в эфир? Качество изображения падает, фон дрожит, аудитория отвлекается. В багаже организатора деловых онлайн-мероприятий подстановка фона лежит где-то рядом с леопардовыми лосинами и заниженной Lada Priora.
Качество трансляции
Нельзя так просто взять, поставить камеру возле сцены и назвать это «гибридным мероприятием». Онлайн-зритель, наблюдающий за событием через камеру «на галерке», видит спикеров издалека, и крупным планом — головы проходящих мимо участников. Мы не требуем божественной режиссуры, но позаботьтесь хотя бы о расположении камер, качестве звука, и чтобы время от времени менялись планы.
Список можно продолжать. Более того, многие вещи, которые сегодня кажутся нам естественными и необходимыми, скоро устареют, как кабели подключения к сети и телефоны с кнопками, и будут выглядеть старомодно и непрактично. И если мы где-то можем помочь прогрессу, то давайте не будем стесняться отвергать отжившее и делать участнику удобно и интересно.