Европейская комиссия (ЕК) начала расследования против американских компаний Alphabet, Apple и Meta (*признана экстремистской и террористической организацией в России). Они подозреваются в нарушении закона о цифровых рынках, сообщается на сайте высшего органа исполнительной власти Евросоюза.
Комиссия инициировала разбирательство, чтобы выявить, нарушают ли Alphabet и Apple пункты закона о цифровых рынках (DMA), касающиеся магазинов приложений. DMA обязывает, чтобы сервисы разрешали разработчикам приложений бесплатно перенаправлять пользователей напрямую на их ресурсы — за пределы сторов Google Play и App Store.
Кроме того, ЕК хочет выяснить, может ли отображение результатов поисковой системы Google привести к предпочтению сервисов Alphabet аналогичным сервисам-конкурентам.
Комиссия также обеспокоена тем, что Apple может препятствовать пользователям выбирать альтернативную службу по умолчанию. В частности, браузер или поисковую систему на iPhone. Напомним, Google более 20 лет направляет Apple 36% выручки от рекламы, просмотренной пользователями через браузер Safari. Apple в свою очередь гарантирует Google, что его поисковый сервис всегда будет поисковиком по умолчанию в Safari.
В отношении Meta расследование было начато, чтобы проверить законность введённой ею модели «плати или соглашайся». Речь идёт о том, что пользователям нужно либо оформить платную подписку за отказ от таргетированной рекламы, либо согласиться с её наличием.
Комиссия планирует завершить разбирательство в течение 12 месяцев, следует из сообщения.
В феврале в ЕС начал действовать DMA, который в том числе обязывает предоставлять пользователям выбор между разными вариантами поисковиков и браузеров. 6 марта в силу вступили новые пункты закона, направленные на усиление конкуренции между технологическими компаниями. Закон распространяется на 22 сервиса шести крупных технологических компаний — Alphabet, Amazon, Apple, ByteDance (владеет сервисом TikTok), Meta и Microsoft.
За несоблюдение требований закона компаниям грозят штрафы — до 10% от глобальной годовой выручки. И до 20% в случае повторного нарушения. Среди норм — запрет на препятствование в информировании пользователей сервисов об альтернативных и более дешёвых сервисах конкурентов.